Сила — в поддержке близких

Люди

Семья Андрея и Светланы Ануфриевых переехала в Лукоянов из республики Коми шесть лет назад, а вместе пара уже более двадцати. Поженились не сразу — жили тогда небогато, а свадьбу хотелось справить широко, чин по чину. Спустя время они так и сделали. Суровый северный климат не слишком подходил для воспитания троих ребятишек, и супруги задумались о переезде.

В 2014 году Ануфриевы стали лукояновцами, через год супруги обвенчались. А вскоре после переезда у младшего сына Леши диагностировали РДА — ранний детский аутизм.

Про аутизм в России открыто заговорили не так давно, да и в мире он пока изучен недостаточно. Эта особенность развития влияет на поведение, социальные и коммуникативные навыки — человек воспринимает окружающий мир, но делают это по-своему и отношения с ним выстраивают особым образом.

К сожалению, низкая информированность порождает мифы: кто-то считает, что люди с аутизмом просто немного эксцентричны, или что все они гении. На деле же расстройство проявляется по-разному, имеет много градаций. Специалисты диагностируют Леше тяжелую, четвертую степень. Но Светлана Валентиновна не может однозначно с этим согласиться. Изо дня в день она помогает сыну адаптироваться к повседневной жизни, и хотя кому-то их достижения могут показаться незначительными, для девятилетнего Леши каждая маленькая победа крайне важна. Научиться «давать пять» старшему брату, прыгать на батуте, пить не из непроливайки, а из обычной кружки — все это шаги на пути социализации, которые он делает благодаря семье.

Каждую минуту свободного времени Ануфриевы посвящают младшенькому, что не мешает старшим детям благополучно учиться. Студент Ухтинского технического университета Владислав пошел по стопам отца, который трудится в нефтегазовой отрасли. Девятиклассница Яна — личность творческая, мечтает работать в индустрии красоты. Оба они активисты, радуют родителей хорошими оценками в университете и школе.

Однако жизнь семьи в первую очередь сосредоточена на Леше и его потребностях. Посторонним трудно представить, что такое РДА, и не каждый способен повести себя правильно. Нередко ко всем прочим сложностям Ануфриевых добавляются враждебность, некорректные замечания, непрошенные советы окружающих. Предлагали и отказаться от сына, не понимая, что ему необходимо ежеминутное внимание и абсолютное соблюдение всех его привычек, включая, к примеру, единственный «правильный» цвет посуды. В интернате такой уход обеспечить не могут. А если бы и могли… Светлана Валентиновна лишь пожимает плечами: «Это мой ребенок. Вы бы от своих отказались?»

В этом суть: диагноз не должен ставиться выше человека. Человек — прежде всего личность: ребенок, родственник, мальчик, который недавно впервые отважился прокатиться на аттракционах в парке развлечений и остался в восторге. Семья Леши это понимает. Папа Андрей Владимирович работает вахтовым методом, но дома посвящает все время общению с сыном, берет на себя заботу о нем. Еще одна верная помощница — бабушка Вера Александровна. И, конечно, дети. Вместе со Светланой они сплетают нить, которая связывает Лешу с окружающим миром.

И пусть это нелегко, но везде есть свои радости. Силы же Ануфриевы черпают в поддержке друг друга, как делают члены каждой крепкой, любящей семьи.

Алла ГОРШКОВА
Фото из семейного архива