Он был артиллеристом на Балтийском флоте

Рассказы, очерки, воспоминания

Мой отец Василий Иванович Тощев был участником кровопролитных сражений Великой Отечественной. В годы войны он служил артиллеристом на Балтийском флоте.

Василий родился 24 апреля 1907 года в деревне Княжиха Лысковского района в зажиточной семье, владевшей мельницей и большим хозяйством. Учился в церковно-приходской школе. В 1929 году был призван в ряды Красной Армии, на Балтийский флот, в город-крепость Кронштадт. После прохождения школы младших командиров морского флота его направили для дальнейшей службы в учебный центр в городе Ленинграде.

В 1939-1940 годах лейтенант Тощев был участником Финской кампании. После окончания войны с белофиннами опять служил в Кронштадте командиром роты обеспечения. Именно там Василий Иванович встретил известие о начале Великой Отечественной и был назначен заместителем командира артиллерийской батареи.

Как известно, в военное время артиллерия была ключевым звеном Советской Армии и являлась главным средством уничтожения врага. Ее подразделения играли решающую роль в обороне, с артподготовки начиналось любое успешное наступление. И многие моряки, несшие службу на подводных лодках, военных кораблях и катерах, командиры батарей и наводчики орудий могут с полным правом сказать: «Я был артиллеристом».

В августе 1941-го Василий Иванович с другими моряками из Кронштадта участвовал в эвакуации основных сил Балтийского флота из Таллина. Во время перехода советские корабли подверглись массированным атакам немецких бомбардировщиков, многие были потоплены.

Моему отцу удалось спастись с тонущего судна и ухватиться за плававший чемодан, на котором он продержался в открытом море около шести часов. Оставшихся в живых моряков подобрал корабль-тральщик. Старший лейтенант Тощев попал в госпиталь с сильным переохлаждением. После лечения служил в форте Краснофлотский, где находилась береговая батарея с крупнокалиберными орудиями и бронепоездом.

Форт был превращен в неприступную крепость. Его территорию опоясывала горжа — массивная бетонная стена с бойницами, параллельно проходил ров с шестью рядами проволочного заграждения, а с юга подступало непроходимое болото. В необычайно суровых условиях жил личный состав форта: люди размещались в блоках с бетонными стенами, казематах, землянках. Паек выдавали скудный — такой же, как в блокадном Ленинграде. Но форт сражался. 4,5 тысячи артиллеристов не подпустили противника ближе чем на 30 километров.

В это время отец был помощником командира 615-й хиумской батареи расчета тяжелой артиллерии. Орудия форта простреливали Финский залив, не пропуская немецкие корабли к Кронштадту и Ленинграду. А бронепоезд ходил от форта Краснофлотский до города Ораниенбаума (сегодня — город Ломоносов), обстреливал вражеские позиции и возвращался в подземное укрытие.

1943 год. Раннее утро в форте Краснофлотский. Личный состав батареи отдыхал в землянках и окопах. Все казармы были разрушены немецкими самолетами. Работали полевые кухни, за приготовлением завтрака хлопотали повара. Моряки просыпались и приводили себя в порядок. Василий Тощев вышел из землянки. В этот момент раздался свист и произошло прямое попадание снаряда в подземный капонир. На лежанке, где спал отец, осталась шинель, пробитая семнадцатью осколками от снаряда. И на этот раз отцу повезло — один из всех, кто был в той землянке, он остался в живых.

После войны артиллерист Тощев был направлен в Прибалтику, на остров Безымянный, где размещалась артиллерийская база Балтийского флота. Там он и закончил военную службу в 1949-м в звании капитана. А в 1956 году приехал в Лукоянов.

Василий Иванович Тощев был награжден орденом Красной Звезды, медалями «За оборону Ленинграда», «За боевые заслуги» и «За Победу над Германией». Отца нет уже 40 лет, но сохранить память о нем и других защитниках Отечества — священный долг благодарных потомков, получивших от поколения Победителей бесценный дар — мирную жизнь в свободной стране.

Юрий ТОЩЕВ
Фото из личного архива автора