«Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне»

Рассказы, очерки, воспоминания

Боевой путь Татьяны Николаевны Аксеновой  (на снимке) пролег  от Смоленска до Кенигсберга, где она и встретила Победу. Воспоминаниями о своей прабабушке-фронтовичке делится учитель истории Ульяновской средней школы Александр НЕСТЕРОВ.

«В начале 20-х годов XX века надежинский парень Николай Назаров сосватал в селе Большая Аря Анну Потапову. Супруги стали жить с родителями Николая, позднее построили свой домик в два окна. В 1923 году появилась на свет их дочь Татьяна — моя прабабушка.

Мать с отцом стремились дать единственной дочери образование. Четыре класса она проучилась в Мерлиновке, а семилетку оканчивала в Тольском Майдане. Жила на квартире впроголодь, но школу не бросала. Учеба давалась легко, поэтому Таня решила учиться дальше. Выбрала почетную профессию учителя и в 1938 году поступила в Лукояновское педучилище.

«Вставай, страна огромная»

В июне 1941 года она перешла на последний курс. И вдруг, как удар, — война! Большинство парней-сокурсников сразу призвали в армию, а девчата совмещали учебу со всевозможными курсами: кто медицинскими, кто радистов. Татьяна была направлена на курсы связисток-телефонисток. Кроме того, вся молодежь активно помогала фронту: собирала посылки бойцам, деньги на строительство военной техники.

Следующим летом Татьяна Назарова окончила педучилище. Девушка понимала, что работу в школе придется отложить, ведь ей 18 лет и она военнообязанная. Повестка из военкомата ожидалась со дня на день. И действительно, 12 июня 1942 года ее призвали в армию.

Смоленская операция

«Сначала я была определена в 145-й запасной полк. В августе переведена в 145-й отдельный дорожно-строительный батальон, а летом 1943-го — в 145-й отдельный дорожно-эксплуатационный батальон, где служила до демобилизации», — вспоминала Татьяна Николаевна. Она думала, что сразу попадет под Сталинград, однако их часть перебросили под Смоленск. Там незаметно готовились плацдармы и техника к Смоленской операции.

В книгах о войне практически нет рассказов о дорожно-эксплуатационных частях, хотя они играли очень важную роль и тоже подвергались опасности. По словам прабабушки, им приходилось работать и когда бойцы отдыхали, и во время сражений. Валили лес, стелили дороги через болота, рубили просеки, восстанавливали пути, которые разрушили в 1941 году при отступлении. Место таких частей — впереди действующих соединений, а основная задача — обеспечить беспрепятственное продвижение войск. «Порой доводилось брать в руки и оружие, идти вместе со всеми в атаку», — отмечала Татьяна Николаевна.

7 августа 1943 года войска Западного и Калининского фронтов начали наступление на Смоленском направлении, в болотисто-лесистой местности. Дорожники трудились в тяжелейших условиях. Линия обороны немцев состояла из пяти-шести полос, перед которыми находилась сплошь заминированная территория шириной 200 м. Наши работали так: сначала саперы, затем дорожники.

Наступление приняло затяжной характер. Подразделениям Калининского фронта за неделю удалось вклиниться в немецкую оборону лишь на три-пять километров. Ситуация поменялась, когда с юга на помощь пришли войска Брянского фронта. Германское командование начало отход под угрозой окружения. 25 сентября части Красной Армии овладели Смоленском и Рославлем.

Многие участники операции получили медали и знаки отличия. Татьяна Назарова была награждена знаком «Отличный дорожник».

Освобождение Белоруссии

В июне 1944 года началась Белорусская операция. Пожалуй, ни одна из предшествующих крупных операций не готовилась с такой тщательностью. Например, перед наступлением саперы сняли 34 тысячи вражеских мин, проделали 193 прохода для танков и пехоты.

В первый же день советские войска продвинулись на отдельных участках на 20-25 километров, а 25 июня 11 дивизий противника попали в окружение в районе Витебска и Бобруйска. Эта операция стоила Красной Армии огромных потерь, однако именно она фактически положила конец организованному сопротивлению немецких войск на Востоке.

Родина высоко оценила успехи освободителей Белоруссии, многие получили награды. Телефонистке Назаровой за успешное обеспечение связи вручили медаль «За боевые заслуги».
И снова дороги, дороги, дороги. Бабушка вспоминала: зимой 1944-1945 годов фашисты «как с цепи сорвались». Ежедневные артобстрелы немцев приводили к нервозности и эмоциональным срывам. Было очень страшно умереть, когда уже столько всего позади, когда ясно, что войне скоро конец.

Штурм Кенигсберга

В начале апреля войска Третьего Белорусского фронта подошли к оплоту Восточной Пруссии — городу Кенигсбергу. У советских войск не было преимущества в пехоте, но по оснащению боевой техникой они значительно превосходили немцев. Штурм начался шестого, а девятого числа гарнизон капитулировал.

Бабушка, как и все участники штурма, была награждена медалью «За взятие Кенигсберга». Здесь, в Восточной Пруссии, она встретила весть о долгожданной Победе. 18 июля 1945 года Татьяна Николаевна была демобилизована, а 3 августа поезд понес ее на Родину. Кроме уже названных наград, после войны она была удостоена медали «За победу над Германией», ордена Отечественной войны II степени, медали Жукова и других.

«Учитель, перед именем твоим…»

Родители не могли нарадоваться, что дочь жива, что они ее дождались. В свои 22 года она весила 40 килограммов и была похожа на девочку-подростка. Мать категорически заявила: «В школу работать не пойдешь, какая из тебя учительница! Хоть немного отъешься сначала».

Татьяна поступила в колхоз, с любой работой справлялась умело и ответственно. В 1947 году вышла замуж. Молодые обосновались в Мерлиновке, а Т. Н. Аксенова устроилась в местную школу. Жить бы да радоваться. Но, как говорится, счастье с несчастьем рядом идут: в 1951 году старший сын умер от пневмонии. Безутешная мать не могла прийти в себя от удара, плакала днем и ночью. Чтобы забыться, с головой окунулась в работу.

Когда младшему сыну было четыре года, из семьи ушел муж. Однако Татьяна Николаевна не замкнулась, не стала искать виноватых, а посвятила всю себя ребенку, дому, профессии. Как когда-то к ее матери, к ней многие обращались за советом по разным житейским вопросам. Лишнюю копейку приносило умение шить: достаточно было поглядеть в магазине, какие фасоны в моде, и она шила на заказ подобные.

В школе, помимо уроков, на всех учителей возлагались внеклассная и внеурочная работа, большая общественная нагрузка. Татьяна Николаевна трудилась учителем начальных классов, а с конца шестидесятых — воспитателем. «Учеников тогда в Мерлиновской школе было много, даже действовал интернат для детей из ближайших деревень и поселков. Учились сначала в старой деревянной школе, но она сгорела, и построили новую каменную. В одном крыле размещался интернат», — вспоминала бабушка. У нее долгое время была дополнительная нагрузка: нужно было высчитывать меню на своих учеников из группы продленного дня.

Прощай, школа: Татьяна Николаевна Аксенова (сидит вторая справа) незадолго до ухода на пенсию в 1978 году

Сын Анатолий окончил пожарное училище в Перми. Возглавлял Лукояновскую пожарную часть, а потом пожарный отряд, в который входили пожарные части Гагина, Болдина, Лукоянова и Починок. В 1970 году он женился, и радости бабушки не было предела: одна за другой родились три девочки. Особенно крепкие отношения у Татьяны Николаевны сложились со старшей, моей мамой. Наверное, поэтому она тоже стала учителем.

В 1978 году бабушка Татьяна ушла на заслуженный отдых. На память о школе остались грамоты за добросовестный труд, огромное количество поздравительных открыток от учеников, часы, подаренные в день выхода на пенсию. Но и потом бабушка не сидела сложа руки. Помогала растить внучек, вела хозяйство. Никогда не забывала о родственниках, живущих в разных уголках страны, вела с ними оживленную переписку.

Пожалуй, самыми дорогими для нее были письма из поселка Волосово Ленинградской области, где жила фронтовая подруга Анна Васильевна Васильева. Аннушка — так она ее называла. Фронтовая юность сдружила их, мирное время сделало дружбу крепкой и надежной. После войны они встречались только раз, а потом — письма, письма, письма. Настолько подробные, что, читая их, бабушка как будто беседовала с подругой. Последнее письмо пришло в мае 1997 года. Отвечала на него моя мама, так как бабушки уже не стало.

Татьяна Николаевна Аксенова достойно прожила отмеренные ей 73 года. Могла бы пожить еще, но сердце не выдержало. Вероятно, сказалось военное лихолетье — все тяготы и лишения, которые пришлось вынести хрупкой девушке на фронте ради долгожданной Победы, ради мира на родной земле».