Герои в моей семье

Рассказы, очерки, воспоминания

Когда началась Великая Отечественная война, моя мама Мария Федоровна Ежкова (в то время Калихина) училась в Лукояновской школе № 1. Ученицей была прилежной, старостой класса, серьезно занималась легкой атлетикой и лыжами. Принимала участие даже во Всесоюзных соревнованиях по лыжным гонкам в городе Архангельске в составе команды Горьковской области. Девушка была уверена, что в трудное для Родины время просто обязана встать на защиту Отечества. И отнесла в военкомат заявление с просьбой отправить ее на фронт.

Там долго разговаривать не стали: какой фронт — еще восемнадцати нет. Да и не думали тогда, что война надолго затянется. Но бои продолжались, а Марию не оставляло желание сражаться за свободу страны. И вот в 1943 году Лукояновский РВК призвал девушку в ряды Красной Армии. 9 мая она была зачислена в учебный взвод первого дивизиона 742-го зенитно-артиллерийского полка телефонисткой. Впоследствии мама не раз отмечала, что Борис Васильев в начале своей книги «А зори здесь тихие…» будто бы описывал их жизнь во время учебы в Толоконцеве под Горьким.

14 июня 1943 года Марии Калихиной было присвоено звание ефрейтор. А дальше — фронт. Молодые телефонистки обеспечивали связь на поле боя, таская на себе неподъемные катушки с километрами проводов. Работать приходилось не только днем, но и ночью. В темноте, конечно, возрастал риск подорваться на мине, зато уменьшалась вероятность наткнуться на фрицев. Ну, а если такая встреча случалась, тут уж как повезет — или ты выстрелишь первым, или в тебя. Было страшно? Да. Но размышлять о постоянной смертельной опасности было некогда. Самое же тяжелое — терять боевых подруг — совсем девчонок, еще ничего не познавших в жизни…

Демобилизовалась Марийка, как ее звали однополчане, 23 июля 1945 года. Встречать бойца Марию Калихину в Лукоянове пришла вся молодежь Нового Порядка (ныне это восточная часть улицы Горького).

За участие в Великой Отечественной войне мама была удостоена медали «За победу над фашистской Германией» и юбилейных наград.

*     *     *

Мой отец Виктор Иванович Ежков только окончил шесть классов, когда пришла весть о войне. Он был моложе мамы, но тоже, как и все мальчишки того времени, рвался на фронт. Получив отказ, 13-летний паренек пошел работать в Лукояновскую МТС учеником слесаря.

Он был небольшого роста и с трудом дотягивался до станка. Тогда старшие товарищи приспособили для него ящик, на который он вставал во время работы. Виктор быстро освоил трудные для своего возраста профессии токаря и слесаря. Его способности заметили и стали доверять ремонт сельскохозяйственных машин.

Нелегко приходилось подростку: работал в две смены, без выходных. Бывало, придет домой, ляжет, а тут посыльный — снова пора к станку. Шла война, и об отдыхе не думали. Забот же хватало: машины ломались часто, порой требовался срочный ремонт. Особенно тяжело было в весеннюю и уборочную страду. Тогда домой совсем не ходил, спал прямо в цеху, подстелив под себя промасленную телогрейку. Он понимал, что и от его труда зависит будущий урожай.

И в такой обстановке, при нехватке времени Виктор находил время для учебы на шофера, готовился к отправке на фронт. Радостную весть, что войне конец, встретил на своем рабочем месте — у станка.

Да, отцу не пришлось сражаться с врагом, но его трудовой подвиг отмечен многочисленными грамотами и медалью «За доблестный труд». Ему посчастливилось участвовать в военных парадах в честь Великой Октябрьской революции на Красной площади в Москве в 1947 и 1948 годах. Он был там в качестве водителя танка Кантемировской дивизии, где ему довелось служить.

Два самых дорогих мне человека, каждый по-своему, вносили вклад в Победу. Я горжусь родителями, ими гордятся наши дети и внуки.

Лариса КОСТИНА
Фото из семейного архива