Имя тебе — Победитель

Люди

Война. Как много боли в этом слове! Нескончаемые годы ужаса, взрывающегося бомбами, свистящего пулями, грохочущего танками. Смерть дышала в спину нашим солдатам, врывалась в дома, где прежде царило спокойствие и уют, заставляла мирных людей терять самых близких, но не сдаваться. Только не сдаваться.

Святой долг ныне живущих — трепетно оберегать наше Отечество, благодарить и не забывать тех, кто шел под пули не ради себя, а ради нас. Я очень счастлива, что могу поделиться историей моего дальнего родственника Ивана Дмитриевича Селезнева, который вернулся с войны победителем (на снимке). Он родился и вырос во Владимировке Лукояновского района. Семья Селезневых не знала горя, но в конце июня 1941 года главу семейства Дмитрия Владимировича забрали на фронт, а в ноябре того же года на него пришла похоронка.

Он был разведчиком. Служил вместе с земляком Николаем Федоровичем Бударагиным из села Большая Аря. В одной из операций Дмитрия Владимировича ранил снайпер. Друг оттащил его под ель, а сам побежал за помощью. Но когда вернулся, нашел Дмитрия мертвым. Его тело было все в крови от множества ран — немцы добили солдата. Эту историю рассказал Ивану Дмитриевичу сам Н. Ф. Бударагин.

После смерти отца Иван Дмитриевич во что бы то ни стало решил отправиться на фронт и стать защитником своей семьи и Родины. На тот момент ему было всего 16 лет, поэтому он был вынужден соврать, что уже исполнилось 18. Документы тогда проверяли не особо тщательно, и уже в январе 1943 года он был призван на войну. Сначала стал курсантом 15-го учебного стрелкового полка. Воевал в составе 334-го стрелкового полка снайпером с сентября по октябрь 1944 года. Далее был зачислен курсантом в 183-й армейский запасной стрелковый полк. Участвовал в освобождении Польши, где и получил первое ранение. Воевал в Восточной Пруссии, не дошел до Берлина всего 45 километров. В одном из боев в январе 45-го был тяжело ранен. Больше года лечился в госпиталях и домой вернулся лишь в марте 1946 года.

Иван Дмитриевич не любит ворошить военные воспоминания. На просьбу рассказать что-нибудь о тех страшных годах он отвечает коротко: «Начну рассказывать — начну плакать». Но все же мне довелось услышать одну историю из его уст.

«…Это было 25 января 1945 года. Вся наша рота полегла — кто во время боя, кто во время переправы через реку (утонуло очень много наших солдат). Нас осталось всего трое: я, мой товарищ и наш раненый командир. Мы присели немного передохнуть, и командир сказал мне:

— Вижу я, шустрый ты, Селезнев. Шустрый и надежный.

Я ответил ему:

— Будьте уверены, я никогда вас не брошу! Клянусь!

Нам нужно было отсидеться и дождаться подкрепления. Отдохнув, мы с товарищем отправились разведать обстановку. Командира оставили в укрытии. Немного пройдя вперед, увидели немцев, которые шли в нашу сторону. Их было не счесть. Что делать?! Как быть?! В голове творился настоящий кошмар! Нам нужно было спрятаться, чтобы переждать, пока они пройдут… Но как?! Ведь раненый командир остался один и даже не догадывался о том, что его ждет. А я совсем недавно клялся ему в вечной верности… Нет! Не мог я так с ним поступить и, собравшись с мыслями, побежал.

Немцы сразу же меня заметили и начали стрелять. Выстрел — и пуля попала мне в спину. Сильной боли я тогда не почувствовал. Только бы добежать, только бы успеть… Я кричал так громко, как только мог:

— Командир, немцы! Командир! Немцы!

А в ответ мне:

— Ваня, ложись!

Выстрел — и пуля попала мне в ногу, выстрел — и пуля пронеслась над моей головой. Я упал.

Тут раздались многочисленные залпы — это подтянулись наши войска. Удар! Взрывная волна подбросила меня, да так высоко, что я подумал: «Ну, отец, я с тобой». И снова от взрыва подлетел вверх…

День Победы я встретил в госпитале в Германии».

На этом Иван Дмитриевич закончил свой рассказ. Глаза ветерана были полны слез. Прошло уже 74 года, но ему по-прежнему тяжело вспоминать о тех временах.

Война оставила неизгладимый отпечаток на здоровье героя. После того рокового дня Ивана Дмитриевича стали мучить сильные головные боли. Временами он закрывался в комнате и просил, чтобы никто его не тревожил. Пуля так и осталась в легком — извлекать ее было нельзя, а врачи твердили, что долго он не проживет. Но вот 15 февраля ему исполнилось уже 93 года.

В настоящее время он живет в г. Лукоянове, откуда и был призван на фронт. Входит в городской совет ветеранов, а каждое 9 мая участвует в митинге на площади Мира. Иван Дмитриевич никогда не сидит на месте. Занимается пчеловодством, водит машину и нянчит правнуков.

Он потерял на войне родного отца, своих близких товарищей, получил сильное ранение, но сумел сохранить в себе любовь к жизни, не разучился наслаждаться обычными вещами, искать повсюду только хорошее и радоваться каждому новому дню.

Так будем же оберегать мир, свободу нашей Родины и не забывать тот великий подвиг, который совершили самые обычные люди, столкнувшиеся лицом к лицу с войной.

Алина НЕСТЕРОВА
Фото из архива редакции