Как образовался педагогический техникум

Страницы истории

Сегодня наш педагогический колледж отмечает свое 90-летие. Его история началась в 1929 году, когда из состава Починковского педтехникума было выделено мордовское отделение, ставшее самостоятельным учебным заведением — Лукояновским педагогическим техникумом.

Создание отдельного образовательного учреждения было продиктовано заботой о сохранении мордовской национальности, ее культуры, традиций и языка, тем более что в конце 20-х годов в Нижегородской области прошла агитационная кампания по развитию национальных культурных традиций. Учитывая это и острую потребность в педагогических кадрах для мордовских школ, губернский отдел народного образования и принял решение об открытии национального мордовского педагогического техникума.

Так сложилось, что в архиве нашего учебного заведения не сохранилось оригинальных документов о его образовании. В определенной мере восполнить этот пробел помогли сведения из областного общественно-политического архива.

Согласно протоколам бюро Лукояновского РКП (б), вопрос о выделении мордовского отделения Починковского педтехникума в самостоятельное учебное заведение рассматривался в июле и ноябре 1929 года. Однако в справке, представленной Арзамасским архивом, отмечается, что по состоянию на 1 февраля того же года преподавателям нового педтехникума уже была начислена и выплачена зарплата, хотя фактически они продолжали работать в Починках. Откуда же такие расхождения?

Вышло так, что на уровне губернского отдела народного образования решение открыть педтехникум в Лукоянове было принято еще 27 января 1929 года. Но одно дело оформить бумаги, и совсем другое — создать условия для функционирования учреждения. Документы из губоно были направлены в наш райком партии, который и должен был в кратчайшие сроки реализовать идею на практике.

Естественно, сделать это оказалось нелегко, тем более в самый разгар учебного года. Главная проблема, с которой пришлось столкнуться, — отсутствие жилья для преподавателей и помещений для размещения студентов. В итоге летом 1929 года первый курс мордовского отделения, официально являвшегося вновь открывшимся Лукояновским педагогическим техникумом, был переведен на второй курс. Но, как и раньше, 1 сентября учащиеся отправились на занятия в Починках, пока в Лукоянове партийные и советские органы все не могли утрясти организационные вопросы.

Ключевую роль в решении проблемы сыграл Василий Петрович Киушов (1893-1938 или 1942). В то время он работал в отделе нацменьшинств крайкома ВКП (б). Именно он, мордвин по национальности, сумел сдвинуть дело с мертвой точки.

Василий Петрович несколько раз побывал в Починках и Лукоянове, чтобы разобраться в ситуации изнутри, а весной 1929 года и вовсе переехал в наш город. Проживал в доме 32 по улице Коммуны. Правда, найти общий язык с властями района ему не удалось, поэтому он стал более активно отстаивать идею открытия национального педтехникума в краевом отделе партии. За его словами стоял личный опыт, ведь еще в 1922-1927 годах, работая в Сергаче, он убедился в необходимости ликвидации неграмотности среди малых народов, компактно проживавших на территории Нижегородской губернии.

Когда к лету вопрос о переводе учащихся из Починок в Лукоянов так и не разрешился, сложившаяся ситуация отрицательно сказалась на партийной карьере Киушова. 23 июля на заседании Президиума Временного бюро ЦК ВКП (б) по Нижегородскому краю было принято решение «об освобождении тов. Киушова от работы в качестве инструктора нацменлинии при АППО».

Над В. П. Киушовым стали сгущаться тучи. На заседании Временного бюро его обвинили в том, что в годы Гражданской войны он был активным участником партии эсеров. А, как известно, именно в 1928-1929 годах в партии большевиков началась так называемая чистка рядов в связи с разоблачением антипартийной деятельности Л. Троцкого.

Тем не менее, Василия Петровича не исключили из партии. Его личное дело отправили в Лукоянов, где он состоял на партийном учете. 30 августа 1929 года контрольная комиссия райкома рассмотрела дело Киушова и рекомендовала исключить его из рядов ВКП (б). Но в Нижнем Новгороде данное решение не утвердили, видно, были какие-то недоработки в самом документе.

Самое интересное, что даже во время разбирательств В. П. Киушов продолжал заниматься открытием педтехникума. В сентябре он участвовал в заседании оргбюро в Арзамасе по этой теме, а по его итогам вошел в комиссию по подготовке совещания по национальному вопросу. Как же так? Киушов находился под подозрением, но продолжал работу? Скорее всего, некоторое время оргбюро было занято более важными проблемами, чем разбор персонального дела рядового партийца. Да и случай Василия Петровича оказался более сложным, как представлялось ранее.

2-4 октября 1929 года в Нижнем Новгороде состоялось Первое краевое партийное совещание работников нацменьшинств. В ходе него развернулась широкая дискуссия о состоянии национальных отношений в крае. В частности, представитель Арзамасского оргбюро тов. Костяева сказала, что «… наши русские шовинисты дошли до того, что просто не включили в систему школ повышенного типа содержание учителей-мордвинов. Теперь готовимся к открытию мордовского педтехникума, говорим об этом уже год, в школах давно начались занятия, а о педтехникуме вопрос еще не решен, говорят, даже нет средств».

Такого рода выступления были не единичны. В. П. Киушов отметил важную деталь: «По вопросу открытия мордовского педтехникума была и сейчас продолжается страшная волокита, хотя принципиально вопрос разрешен в положительном смысле». Вся волокита, о которой говорил Киушов, состояла в том, что решения об открытии образовательного учреждения принимались на партийном уровне, а, как известно, их должны были продублировать советские органы. Но они не торопились. Почему? Финансовый год был в разгаре, и вопрос о денежном содержании нового учебного заведения так и остался открытым.

На совещании выступили также представители Лукояновского райкома партии большевиков. Сохранился текст резолюции, где в пункте 8 говорится: «Принимая во внимание недостаток кадров работников просвещения среди мордвы (30 процентов) и необходимость перевода школ на преподавание на родном языке, считать необходимым организовать второй самостоятельный мордовский педтехникум в г. Лукоянове, переведя мордовское отделение из существующего Починковского педтехникума. Крайне необходимо изыскать средства в смете для оборудования последнего».

После этого бюро Лукояновского РКП (б) в свою очередь приняло решение: «Признать целесообразным срок окончательного переезда и начало занятий педтехникума приурочить к зимним каникулам. Согласиться с временным использованием в педтехникуме педагогов школы II ступени». Далее городские власти принялись искать подходящие здания для размещения учреждения.

Между тем судьба Киушова висела на волоске. 3 ноября 1929 года партийная контрольная комиссия опять вынесла решение о его исключении из членов партии. Президиум Временного бюро ВКП (б) Нижегородского края (Нижегородский край был образован в 1929 году, преобразован в Нижегородскую область в 1932 году. — Авт.) свой вердикт откладывает.

Оказывается, в личном деле В. П. Киушова не нашли подтверждений его антипартийной деятельности. Василий Петрович был участником Первой мировой войны, сражался доблестно, получил чин унтер-офицера, имел несколько боевых наград. И именно на фронте симпатизировал партии эсеров. Уже после подписания Брестского мира перешел на сторону большевиков, участвовал в Гражданской войне. В дальнейшем стал активным членом большевистской партии, окончил совпартшколу в Нижнем Новгороде и был направлен на партийную работу в Сергач.

Первый этап борьбы против В. Киушова завершился для него удачно, и в ноябре 1929 года он был назначен заведующим Лукояновским мордовским педтехникумом. Два месяца в новой должности прошли под знаком поисков компромиссных решений с властями. Как оказалось, свободных помещений в городе не было. И все-таки в конце декабря исполком Лукояновского районного совета депутатов трудящихся изыскал возможности для расположения педтехникума.

Новому учебному заведению были выделены: здание школы первой ступени (за базовой школой, там сейчас расположены спортивные залы педколледжа), дом № 32 по улице Коммуны под квартиры преподавателей, двухэтажное помещение под общежитие учащихся на территории бывшего женского монастыря.

Заметим, что все эти помещения были переданы педтехникуму во временное пользование. Очевидно, что до конца данный вопрос так и не был урегулирован. Тем более что в августе 1930 года райисполком постановил вернуть здания «под нужды исполкома депутатов трудящихся». Отношения В. Киушова и райисполкома перешли в плоскость брани и перепалки. Василий Петрович был вынужден обратиться за помощью в краевые инстанции. Благодаря его настойчивой деятельности в ноябре 1930 года указанные здания и помещения стали собственностью учебного заведения.

В январе 1930 года в Лукоянов приехали преподаватели и учащиеся открывшегося педтехникума, а 1 февраля начались учебные занятия. В то же время в городе работала комиссия из окружкома партии. Была подготовлена записка о состоянии дел по национальному вопросу и о деятельности нового учебного заведения. В ней отмечалось, что «в районе проводится недостаточная работа среди нацменьшинств».

В пункте 4 постановления бюро говорится, что «реализация предыдущих решений требует проработать вопрос об организации одногодичных курсов по подготовке учителей для школ I ступени при Лукояновском мордовском педтехникуме». Такие краткосрочные курсы откроются уже в 1930 году. На них будут готовить школьных работников — шкрабов, так их назвал первый нарком просвещения РСФСР А. В. Луначарский. Ежегодно техникум выпускал до ста школьных работников, что сыграло важную роль в развитии народного образования нашей области.

Комиссия окружкома партии, о которой мы упомянули, детально проанализировала начальный этап в работе техникума и, естественно, его директора. Проверяющие отметили хорошую работу педагогического коллектива и, что самое важное, особые организаторские способности Василия Петровича, который, несмотря на все трудности, сумел наладить учебный процесс, подобрать педагогов, разместить студентов.

После такой оценки рассмотрение личного дела В. П. Киушова было отложено на неопределенный срок, но несколько лет спустя нападки на Василия Петровича возобновились. В 1931 году он поступил в Институт красной профессуры (этот институт существовал с 1921 по 1938 год, занимался подготовкой преподавателей-марксистов по общественным наукам и партийных работников. — Авт.), затем работал в партийных организациях Москвы. В 1937-1938 годах попал под новую чистку рядов партии, был арестован и расстрелян как активный участник партии эсеров.

После отъезда В. П. Киушова в Москву директором техникума стал А. С. Дьяков, который вместе с ним прибыл в Лукоянов из Починок.

На снимке: первый директор педтехникума Василий Петрович Киушов.

Владимир КОМИССАРОВ