От Бреста до Берлина — по залам музея

Рассказы, очерки, воспоминания

Из всех музеев, в которых когда-либо была, ни один не произвел такого сильного впечатления, как Музей Победы на Поклонной горе в Москве, посвященный Великой Отечественной войне.

В нашей группе было много молодежи до 16 лет, а подростки, как известно, — очень сложная аудитория. Но даже они притихли, проходя по залам экспозиции «Подвиг народа». Экскурсовод не рассказывает, нет, он ведет дорогами войны от Бреста утром 22 июня 1941-го до Рейхстага в Берлине в начале мая 1945-го. Под ногами — никакого паркета, только битый кирпич, остатки булыжников и застывшая земля. Все вокруг разрешено трогать руками и фотографировать.

Масштабному проекту Музея Победы нет аналогов в отечественной музейной практике. Концепция экспозиции построена на сочетании уникальных экспонатов, спецэффектов и декораций, воссозданных с потрясающей достоверностью. Такая комбинация позволяет не только узнать исторические факты, но и эмоционально почувствовать события времен великих испытаний для нашей страны. Можно, например, построить интерактивные карты, попасть в библиотеку блокадного Ленинграда или прослушать сводки Совинформбюро из студии, в которой работал Левитан. Вниманию посетителей — трехмерные панорамы «Брестская крепость, 1941» и «Великий Новгород, 1944», созданные командой Дмитрия Поштаренко. Мастерская «Невский баталист» под его руководством также выполнила скульптурные композиции для разделов «Чудо эвакуации», «Оккупация», «Освобождение Европы».

По заказу музея Игорем Угольниковым подготовлена серия уникальных фильмов — реконструкций событий, которые демонстрируются на стенах экспозиционного пространства.

В одном из залов наблюдаем, как проходила эвакуация москвичей, и поднимаемся в настоящий вагон-теплушку. Честно, наша группа из двадцати человек едва помещается внутри. А ведь зачастую в нем ехало семьдесят и более пассажиров. О комфорте не думали. Главное — спасти людей, увезти вглубь страны: в Поволжье, на Урал, в Казахстан.

Дальше — завод. Актер, исполняющий роль рабочего, показывает нам двигатель самолета, отвечает на вопросы, соблюдая главную заповедь того времени: «Болтун — находка для шпиона».

Что поразило больше всего? Да, пожалуй, все… И сожженная деревня на Смоленщине, и полуразрушенный дом, в который можно войти. Создается ощущение, что буквально за час до нас здесь кипела простая сельская жизнь. До глубины души потрясает тот факт, что захватчики нередко отсылали игрушки советских ребят в качестве подарка собственным детям. Или то, что немцы заминировали могилу Пушкина в Михайловском, а наши солдаты в Вене нашли могилу Бетховена и возложили цветы.

Спросила у молодежи, что запомнилось им. Ответ удивил — мальчик двенадцати лет у станка. Да, тогда вся страна работала на фронт. А еще святой обязанностью населения было согреть бойцов в морозы. Оттого целые артели, женщины, дети и старики вязали теплые вещи, отправляли письма, чтобы доброе слово тоже грело солдат в окопах.

Полтора часа, отведенные на экскурсию, пролетели незаметно. По обломкам кирпичей, мимо перевернутой техники пробираемся к стенам поверженного Рейхстага. Утомленная молодежь из нашей группы присела на ступеньки. Молчат. Молчим и мы, взрослые. Хочется побыть наедине со своими мыслями, сохранить, не растерять полученные эмоции.

— Наконец-то мы дошли, до Берлина, уф, — вымолвил один паренек.

— Дошли! — словно эхом отозвались восковые солдаты экспозиции.

Правда, мы шли полтора часа, а они — четыре долгих года…

На снимке: экскурсия по залам экспозиции «Подвиг народа» поражает своей реалистичностью

Лариса СТЕШИНА
Фото автора