Все начинается с любопытства

Люди

Сегодня Преображение Господне, или Яблочный Спас, а за ним отмечается и Ореховый. Лукояновец Сергей Борисов с улицы Горького встречает праздник с урожаем. В этом году даже теплолюбивый сорт Голден порадовал несколькими плодами. Рядом созревает еще более нетипичный гость для средней полосы России — грецкий орех. Его супруги Борисовы привезли из Украины, где жили несколько лет.

Чистый эксперимент

— Это было в 1993 году, — рассказывает садовод. — Захотелось узнать, будет ли расти грецкий орех на моей родине, в Лукоянове. Меня сразу предупредили: ждать плодов придется 13 лет. Но любопытство одержало верх. Взял два саженца, погрузил в самолет. Один посадил во дворе многоквартирного дома детства, а другой — на огороде родителей жены. Второй саженец, к сожалению, погиб, но его собрат, несмотря на то, что вымахал выше проводов и регулярно подвергается стрижке электриками, исправно дает плоды. Правда, в мае этого года пришлось за него поволноваться. Холода, листья долго не раскрывались. Зато жаркое лето позволило получить небывалый доселе урожай.

Как отметил мой собеседник, грецкий орех часто путают с маньчжурским, но у того и листья другие, и плоды вытянутые. Сергей, кстати, удивился, что в Лукоянове есть еще один грецкий орех — на территории детского сада № 6. Специально сходили посмотреть: точно, грецкий! Заодно узнали, что посажен он примерно в то же время. И этот год для него такой же урожайный.

Сергей Михайлович сетует, что многие по незнанию срывают недозревшие плоды, покрытые зеленым панцирем. Покрутят в руках и выкидывают. Им невдомек, что под шкуркой, пахнущей йодом, прячется ценный орех. Просто в августе он пока незрелый. Вот придет сентябрь, плоды начнут с дерева падать, от удара освободятся от зеленого одеяния и примут привычный для нас вид. Но чтобы орех окончательно «дошел», стал сухим и вкусным, Борисовы сушат его на батарее. Вот тогда и пробовать можно!

Как спасали яблоню

Как оказалось, увлечение садоводством передалось от отца к сыну.

— Папы уже давно нет, а яблоня, привитая им на три сорта, осталась, — продолжает разговор Сергей Михайлович. — Яблок на ней видимо-невидимо: сначала на одной ветке созрели, потом на другой… Собрал плоды и попытался сохранить на зиму. Два сорта долго не пролежали, зато третий уцелел аж до июня. А с какой ветки? Стал эту задачку решать. Но яблоня вдруг начала болеть, сохнуть. Думаю, надо взять веточку и привить. Попросил соседа помочь, так как сам тогда не умел. Веточка пошла. Так и отцовскую яблоню сохранил, и сам начал заниматься прививками. Правда, получилось не сразу, а только через год. С тех пор это мое большое увлечение. Сад стал затягивать. Груши, например, впервые привил после августовского дождя в 1998 году, когда ветер сломал дерево в саду. Огород небольшой, поэтому обычно прививаю несколько сортов на один куст.

А теперь история про сорт Голден. Сергею Михайловичу он приглянулся за вкус, да и хранится долго. Многие убеждали, что в нашем климате не приживется. Но садовод рискнул. Добыл веточку, привил на обычное деревце. И вот спустя три года — первый урожай! Пока всего пара яблок, но и это уже успех. С бочков плоды немного красноваты, что для сорта не характерно. Но главное, как говорится, дело сдвинулось с мертвой точки.

Сергей Михайлович мечтает организовать в Лукоянове клуб садоводов. А еще у него есть задумка — вырастить абрикосы. Такие же вкусные, какими угощала его соседка в Украине. Ведь, по его словам, у нас на рынке по большей части и не абрикос в чистом виде, а жердела — его мелкоплодный дикий собрат.

Впрочем, и без этого южного гостя в саду Борисовых настоящее фруктово-ягодное раздолье. Есть у них сладкие плоды и к празднику Яблочного Спаса, и на хранение.

На снимке: садовод Сергей Борисов: «Грецкий орех созреет в сентябре»

Лариса СТЕШИНА
Фото автора