В Китай и обратно

Рассказы, очерки, воспоминания

Лукояновец Алексей Никифоров рассказал «ЛП» о своем опыте работы в Китайской Народной Республике

Алексей Никифоров два года назад окончил бакалавриат Арзамасского филиала ННГУ им. Н. И. Лобачевского, получив профессию учителя английского и немецкого языка. Когда возник вопрос о дальнейшем развитии и трудоустройстве, он решил попробовать себя в работе за рубежом и почти полгода провел в Китае, где преподавал английский в частном детском саду.

Хотят говорить по-американски

Алексей Никифоров на Великой Китайской стене

Возникает вопрос: зачем нанимать преподавателей-иностранцев, не проще ли выучить своих?

— Все дело в азиатском акценте, его быть не должно, — поясняет Алексей. — Именно поэтому для китайцев европейцы предпочтительнее соотечественников, по крайней мере, в преподавании английского. Среди моих коллег также были украинцы, белорусы.

Любопытно, что пока у нас повсеместно изучают британский английский («нормативное произношение»), китайцы ориентированы на американский вариант. Учитывая огромное влияние США на мировую экономику и культуру, родители таким образом надеются обеспечить своим детям больше возможностей в будущем. И хотя различия британского и американского английского не критичны, в детском саду строго следили, чтобы все до мелочей было по американскому образцу. От Алексея также требовалось создавать для детей от полутора до семи лет языковую среду. К примеру, в стенах садика разрешалось говорить только на английском, даже с коллегами-славянами. Зато языковой барьер в таких условиях преодолевается на раз, ведь других вариантов нет.

Сами по себе китайские ребятишки такие же, как наши, но подход к ним отличается. Одно из главных требований к педагогу — вежливость, доброжелательность, неиссякаемый энтузиазм. Учитель обязан быть активным и радостным, всегда с улыбкой. Основной принцип обучения: детям должно быть весело каждую минуту. Иные методики считаются неэффективными, если воспитанники заскучают — это неприемлемо. Обучение английскому проходило в чисто игровой форме: песни, танцы, игры и прочая любимая дошколятами активность.

— Постоянно в движении, похудел там на десять килограммов, — признается Алексей.

Однако, по всей видимости, все это касалось только преподавания английского языка иностранцем. Другие воспитатели приветствовали у малышей сосредоточенность, прилежание, тишину, лишь разбавляя учебные моменты играми.

Пусть в стране явно считается престижным смотреть на Запад, в некоторых аспектах Китай от него по-прежнему невероятно далек. При приеме на работу Алексея удивили вопросом: вы не против, если вашим коллегой будет женщина? Традиционный сексизм не скрывается даже в частном детском саду при работе с иностранцами.

Плюют, мусорят, показывают живот

Большую часть времени лукояновец провел в Пекине.

— Там очень плохо с экологией, в воздухе часто висит смог, — рассказывает он. — Когда вернулся и сошел с самолета, просто не мог надышаться.

— Это в Москве-то? — не поверила я.

— Да, в нашей столице воздух гораздо чище. В Пекине у меня каждые пару недель начинался кашель, как при гриппе или простуде. Сами пекинцы — от детей до пенсионеров — тоже много кашляют, из-за чего плюются прямо на улицах. Наверное из-за такой экологии публичные плевки и сморкание стали обыденностью и не воспринимаются как нарушение правил хорошего тона.

Еще, по мнению китайцев, остатки пищи или грязные салфетки гораздо гигиеничнее сбросить со стола, чем класть рядом с хорошей едой.

— Когда в кафе нам сказали, что обертки и прочий мусор можно и не зазорно бросать на пол, мы были шокированы, — говорит Алексей. — Но это также считается нормой, многочисленный обслуживающий персонал все убирает.

Другой милый обычай — оголение живота. В жару мужчины в публичных местах закатывают футболки или майки до груди. Это явление иронично прозвали «пекинское бикини», хотя встречается оно повсеместно в Китае. Со столь специфическими привычками населения государство пытается бороться. Вводят штрафы за нецивилизованное поведение, мешающее формировать «положительный образ гражданина КНР». Однако у народных традиций также много сторонников. Они считают, что западный мир должен принимать и уважать китайскую культуру, а сама проблема не настолько важна, чтобы тратить ресурсы на борьбу с ней.

Любят свою страну

При осмотре достопримечательностей Алексея поразило, сколько там местных. Великая Китайская стена или Запретный город (самый большой дворцовый комплекс в мире) — везде километровые очереди жителей. Внутренний туризм в Китае развит лучше внешнего, многие ездят по профсоюзным путевкам. Лукояновец также отметил особое отношение китайцев к истории страны и государственным праздникам. Кажется, для населения это не просто дни в календаре, а действительно важные события, памятные даты.

Я не могла не спросить, каково жить в социалистической стране. По наблюдениям Алексея, там прекрасно чувствуют себя пожилые люди, которых в обществе очень уважают. Пенсионеры много времени проводят на свежем воздухе, особенно по утрам, причем не просто сидят, а бегают, занимаются групповой физкультурой, иногда даже с инструктором, играют в настольный теннис. И вообще в тех местах, где нашему земляку довелось побывать, массовый спорт хорошо развит, вокруг достаточно спортивных площадок и уличных тренажеров.

— Представителей старшего поколения в Китае можно часто увидеть на улице поющими, играющими на саксофоне или традиционном струнном инструменте эрху и непременно веселыми и довольными жизнью, — делится впечатлениями наш земляк.

В Китае национальная модель социализма, которая позволила достичь фантастических успехов и создать третью крупнейшую экономику в мире после США и Европы. На всех денежных купюрах по-прежнему изображен Великий кормчий Мао Цзедун. А еще есть «советские дома» — наследие 50-х годов прошлого века, когда КНР и СССР были братьями. По моде тех лет заимствовались всевозможные аспекты советской социально-экономической жизни, включая архитектуру. Конечно, со временем таких зданий стало гораздо меньше, но в Пекине монументальный советский классицизм представлен достаточно широко. Большинство «советских домов» хорошо сохранились, Алексей как раз жил в таком. Есть и здания, в строительстве которых принимали участие советские архитекторы: например, Пекинский выставочный центр с арочными воротами, колоннами и островерхой крышей, увенчанной пятиконечной красной звездой.

Уважение к традициям и своей истории в Китае не мешает развитию технологий. По словам Алексея, «страна живет в WeChat». Это мобильное приложение разработано китайской компанией, число его пользователей давно перевалило за миллиард. В WeChat общаются, совершают любые операции с финансами, даже проводят собеседования.

Едят почти все

О специфике китайской кухни давно известно за пределами страны. Алексей только пожимает плечами: «Это правда». В супермаркете рядом с привычными для нас продуктами можно найти приготовленных различными способами скорпионов, кузнечиков, гусениц. В ход идут внутренности, всевозможные субпродукты или кровь. Своего рода безотходное производство. Один из самых популярных снеков — маринованные куриные лапки. А вот молочки почти нет: во взрослом возрасте китайцы физиологически не переносят молочные продукты, это особенность генетики. Пришлось и Алексею отвыкать. Зато он с удовольствием пил миндальное или кокосовое молоко, которые в Китае гораздо дешевле, чем у нас. Полюбились ему и китайские пельмени.

— Яйца дорогие, некоторые сладости тоже. Стандартный торт граммов на шестьсот в пересчете на рубли стоит две-пять тысяч. Поэтому мы особенно радовались, когда у воспитанников были дни рождения, ведь нас тоже угощали именинным тортом, — улыбается Алексей.

В Китае почти не используют соль, заменяя ее соусами. Чай сахаром не портят, зато кладут его в еду. Поэтому хлеб по вкусу больше похож на пирог. Когда хотелось обычного несладкого хлеба, Алексею приходилось покупать чесночный багет. Также в стране очень развита система общепита, для которой характерны огромные порции при доступных ценах. Забирать остатки не зазорно, да и вообще говорят, что в Китае выгоднее питаться вне дома, нежели готовить самому. И некоторые коллеги Алексея так и делали, даже если это семья с несколькими детьми.

В детском саду меню оказалось достаточно усредненным: лапша, курица, омлеты. Но и там нашлось блюдо, которое наш земляк есть не мог — слишком уж остро из-за обилия черного перца и кто знает каких еще специй.

Алексей Никифоров провел в КНР пять месяцев. За столь короткий срок не узнать огромную экзотичную страну, которая так сильно отличается от нашей. Однако впечатлений много, жаль, в одной статье обо всем не напишешь! Сейчас Алексей Александрович преподает английский в начальных классах Лукояновской школы № 1, но признается, что был бы не прочь вновь поработать за рубежом — например, во Вьетнаме.

На верхнем снимке: благоустройство внутреннего двора у комплекса домов.

Алла ГОРШКОВА
Фото из личного архива А. Никифорова