Салдаманов Майдан: от дней вчерашних до сегодняшних

Рассказы, очерки, воспоминания

Краеведение начинается с любви к своему краю. Невозможно познать то, что не любишь, как и невозможно полюбить то, чего не знаешь.

Жители Салдаманов Майдана испытывают трепетные чувства к малой родине. Учителя местной школы вместе с учениками, библиотекарем Галиной Драгуновой и заведующей сельским клубом Татьяной Повериной собрали уникальный материал об истории села, составили словари диалектов и топонимов. А учитель технологии Алексей Мокрецов нарисовал карту здешних мест, представив, каким было поселение в начале прошлого столетия. На тот момент тут были школа, церковь, барская усадьба. О храме краеведы многое узнали из документов, привезенных жителем села Николаем Повериным из нижегородского архива.

Разные истории, предания о Салдаманов Майдане хранят в памяти сельчане. Своими воспоминаниями делится Татьяна Поверина:

— Когда я училась в начальных классах, учительница Антонина Дмитриевна Гуряшина водила нас на экскурсию на место усадьбы, от которой на тот момент сохранился только фундамент. Там был пруд, буйно росла виктория. Это все, что осталось от некогда богатого поместья.

А еще Татьяна Николаевна помнит рассказы своей бабушки, как барыня Верочка (так ее звали местные) приезжала в село в необыкновенно красивом платье на белом в яблоках жеребце. Жители смотрели на нее во все глаза с нескрываемым восхищением. Крестьяне ходили к барину работать, за что он платил им по три-пять копеек, а это были большие деньги.

Село Салдаманов Майдан было волостным. В состав волости входили Салдаманово, Шандрово, Атингеево, Поя. Во время голода 1892 года здесь проездом был писатель Владимир Короленко. Беседуя с людьми, он сделал вывод, что Салдаманов Майдан живет гораздо лучше, чем окрестные поселения.

Сначала в волостном селе была деревянная двухпрестольная церковь, построенная в 1802 году в честь Живоначальной Троицы. На сходе в 1900 году жители решили возводить каменный храм на деньги прихожан. Новую церковь строили долго. Зимой специальные люди собирали деньги, закупали материал, а летом шло строительство. После революции храм закрыли. Предложение открыть в нем сельскую школу не нашло поддержки. Тогда в здании разместили колхозную МТС. По тому, что внутрь вмещалось до пятидесяти единиц техники, можно судить о размерах храма. Но, к сожалению, до нашего времени он не сохранился — разобрали, а из кирпича построили здание в другом населенном пункте.

В своем краеведческом исследовании бывшая ученица школы Елена Федотова пишет:

«…При царе Алексее Михайловиче в наших местах были поселены группы литовцев и белорусов, которые сохранили особенности своего национального говора, одежды и обычаев. В. Г. Короленко отмечал особенность говора салдамайданцев. Например, здесь повсеместно заменяют начальный звук «о» на «и». Например, «игород» вместо «огород», «игурец» вместо «огурец». Интересны и устойчивые выражения. Часто слышала фразу «ребенок снегу белого» (очень красивый) или «купила сандальную юбку» (красного цвета)».

В сельском клубе сейчас можно увидеть ступу, кровать, утиральник, китаешник (особый тип сарафана) и другие старинные вещи. Все это рассказывает о том, как жили предки, чем занимались, как умели хорошо работать и весело отдыхать.

А трудились салдамайданцы всегда на совесть. Сначала было три колхоза, которые позже объединились в один — «Правда». Колхозники неоднократно участвовали в областных, всесоюзных выставках. Коров-рекордсменок тщательно готовили к выставкам — мыли, чистили, украшали. Сохранилось много фотографий, запечатлевших этот период. На них, например, хорошо видно, как менялись фермы: от бревенчатого барака на пятьдесят голов свиней до большого, вместительного скотного двора из кирпича. Увы, но в настоящее время колхоз распался, а поля зарастают бурьяном.

Село Салдаманов Майдан находится на открытой местности, рядом нет ни реки, ни леса. Зато окрестности поражают своим простором. Народ примечал малейшие особенности рельефа, отсюда родились емкие, поэтические названия. Например, за схожесть с балалайкой здешнюю рощу так и назвали — Балалайка. Дубоносиха там, где росли дубы, а участок земли, как бы спрятанный от людских глаз в низине, зовется Карманов. Клюка и Липочка — названия двух вершин. Несложно догадаться, что первая имеет форму клюки, а на второй растут липы. А вот вершину с глубоким оврагом назвали Острым шпилем… И это только малая часть местных народных названий, вошедших в словарь топонимов краеведов Салдаманов Майдана.

Побывав здесь, еще раз убеждаешься, какой крепкой может быть привязанность людей к малой родине, и как велико в них желание сохранить местные традиции и передать их следующим поколениям.

На снимке: заведующая Салдамайданским филиалом РДК Татьяна Поверина увлечена краеведческой работой.

Лариса СТЕШИНА
Фото автора