Мечом и крестом

Рассказы, очерки, воспоминания

У Великой Отечественной войны было существенное отличие от всех других войн, в которых участвовала Россия со времен принятия христианства: впервые за много веков солдаты шли в бой не под святыми образами и без молитвенных напутствий священников. Однако это вовсе не значит, что самая тяжелая в истории страны битва выиграна без креста и молитвы.

Благословение на защиту Отечества

Несмотря на многолетние довоенные репрессии и подозрительное отношение к себе со стороны государства, Русская православная церковь внесла весомый вклад в общее дело Победы. В первый же день войны митрополит Сергий Страгородский в своем послании пастве благословил народ на защиту священных рубежей Отечества: «Фашиствующие разбойники напали на нашу Родину. Повторяются времена Батыя, немецких рыцарей, Карла Шведского, Наполеона. Жалкие потомки врагов православного христианства хотят еще раз попытаться поставить народ наш на колени перед неправдой. С Божией помощью и на сей раз он развеет в прах фашиствующую вражескую силу. Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она и испытания несла, и утешалась его успехами. Не оставит она своего народа и теперь. Благословляет она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг».

Во всех сохранившихся к тому времени храмах страны за богослужением с небольшими изменениями читали молитву, составленную в Отечественную войну 1812 года: «Господи Боже сил, Боже спасения нашего, Боже творяй чудеса Един». Там, где церкви были закрыты или разрушены, жители собирались на молитву в домах. Вели службу грамотные, знающие церковный устав люди. Иногда приезжали батюшки и крестили желающих. Даже военные офицеры, сам маршал Георгий Жуков, который всю войну возил с собой Казанскую икону Божией Матери, говорили перед боем: «С Богом!» Многие сейчас верят, что Великая Отечественная война была выиграна не только огнем и мечом, но и доброй верой в свою правоту, молитвами наших дедов и бабушек, которые своими жизнями заслужили заступничество за нас Пресвятой Богородицы.

Словом и делом

В 1943 году правительство СССР всерьез обратилось лицом к Церкви. 8 сентября в столице был созван Архиерейский Собор, избравший митрополита Сергия Страгородского патриархом Московским и всея Руси.

На Соборе присутствовали 19 архиереев. Некоторые из них прибыли в Москву прямо из лагерей и ссылок. Среди участников был и архиепископ Горьковский Сергий (Гришин), которого избрали постоянным членом Священного Синода.

Буквально через месяц — 8 октября 1943 года был образован Совет по делам Русской православной церкви при Совнаркоме СССР. В каждую область направлялся уполномоченный Совета по делам РПЦ. Основной работой горьковского уполномоченного в 1943-1947 годах была подготовка к открытию церквей, а основным содержанием его переписки с райисполкомами стал сбор информации о сохранившихся в Горьковской области храмах и их состоянии. Известно, что в 1944 году было открыто тринадцать церквей, в 1945 — еще шесть, в 1946 — девять, в 1947 — три. К 1957 году в Горьковской области действовала уже 51 церковь. Такое их количество сохранялось до 1989 года.

В праведной борьбе с врагом Церковь оказывала и материальную помощь. Известно, что одна только Высоковская церковь, единственная действующая в довоенном Горьком, внесла на военные нужды шесть миллионов рублей. Число ее прихожан превышало пять тысяч человек. В церкви села Выездное протоиерей Александр Архангельский и архиепископ Сергий провели 24 августа 1942 года собрание, на котором обсуждался вопрос об увеличении отчислений из церковной кассы в фонд обороны страны. Во всех открытых впоследствии церквях области этот вопрос также не сходил с повестки дня. Всего с июня 1941 года по июль 1944-го Горьковская епархия собрала в фонд обороны СССР 9 234 200 рублей.

Молитва в помощь

К концу тридцатых годов прошлого века в Лукояновском районе было разрушено большинство храмов. В войну оставалось почти нетронутым церковное здание в Крюковке. В нем располагалась пекарня, в которой сушили сухари и отправляли на фронт. Подтверждение этому мы находим в стихотворении нашего земляка члена Союза писателей России Василия Сочнева:

… Я помню: сделали пекарню в церкви,
Сушили сухари для фронта по ночам.
И эти дни святые и поныне не померкли,
Голодный наш народ ковал Победу там…

Отсутствие действующих церквей не было преградой для верующих. Так, в селе Ладыгине был организован молельный дом. По воспоминаниям учительницы местной школы Ольги Олениной, православные собирались в доме Ивана Зыряева, человека уважаемого и грамотного. Его изба располагалась около речки Ежати. В Большом Маресьеве на улице Терешка молились у Евдокии Сочневой. Она умела читать Псалтирь и знала правила отпевания.

В нескольких домах в разные годы молились в Тольском Майдане. После революции 1917 года туда приехал учитель Коронат Васильев с семьей. Он был не только подвижником образования в селе, но и поистине верующим человеком. На том месте, где располагались его дом и огород, бьет родник. Воду из источника берут и местные жители, и многие лукояновцы. К сожалению, судьба Короната Васильева, как приверженца православной веры, трагична, как и последнего священнослужителя Теплова.

По воспоминаниям старожилов, один из молельных домов был в доме Самаргиных. Стоял он вдоль моста через Москалейку. Потом в этой избе поселилась тетка Дарья, фамилия ее неизвестна. Она ухаживала за инвалидом по зрению Григорием, который знал наизусть церковные каноны, обладал уникальной памятью. Возможно, именно в этом доме собирались на молитву в военные годы.

В праздники Николы Зимнего и Николы Летнего молились в доме Анны Комковой. Читала молитвы как сама хозяйка, так и ее старшая дочь. На месте, где сейчас стоит дом Федора и Устюшки Макаренковых (по дороге на кладбище), раньше находился дом Гуляевых, в котором в годы войны молились о даровании победы русскому народу. В послевоенное время собирались у Сергея Гуленова, Аксиньи Гуляевой и Ольги Меньковой. Большой подвижницей была Анна Хрисановна Богова. До самой смерти она приобщала селян к православию. В Тольском Майдане было много верующих, которые, несмотря на запрет властей, продолжали молиться и после того, как был разрушен сельский храм.

В музее Лукояновского Губернского колледжа хранятся листочки из книги, оставшейся после разрушения монастыря в нашем городе. Интересна история их появления в экспозиции. Об этом рассказывает заведующая музеем Надежда Демидова:

— Моя бабушка жила по адресу: улица Коммуны, дом 57. Она была из благочестивой семьи Галкиных из села Гаврилова, а в этот домик переехала в 20-е годы. У нее была подруга — насельница монастыря, которая часто приходила в гости и была моей крестной. Когда узнали, что монастырь будут закрывать и рушить, бабушка и насельница ночью принесли из него иконы, книги, шесть картин. Завернули в полотенца, занавески и спрятали в амбаре, закидав сеном. Хранилось там все это до середины 90-х годов. Потом бабушка попросила написать в Горьковскую епархию о том, что у нее сохранились вещи из монастыря. Оттуда приехали представители, которые забрали картины, Библию, другие книги. Осталась одна растрепанная книга, которая и хранится сейчас в музее колледжа.

После того как был закрыт монастырь, монахини купили несколько домов на Монашеском съезде. Нынешняя улицы Коммуны как раз в него упиралась.

— Мы с сестрой часто бегали туда. Монахини делали иконы, свечи и этим жили, а нам плели венки из бумаги для выступлений, — продолжает Надежда Демидова. — Поскольку они были под постоянным наблюдением, то было принято решение собираться на молитву в доме у моей бабушки.

По воспоминаниям жительницы Кудеярова Татьяны Аряминой, которые записала ее внучка Людмила Каледина, в селе «… в 1939-1940 годах начались гонения на священников. Их забирали и сажали в тюрьму. А церковное имущество растаскивали. Иконы и церковную утварь в своих домах прятали женщины, жившие поблизости от храма. Тогда в Кудеярове построили молельный дом. Все сохраненное церковное имущество принесли туда. В годы войны из церкви сделали зерновой склад. Позднее здание было разрушено, а на этом месте построили сельский магазин».

Удивительная самоотверженность, великодушие, беспримерный подвиг, который явил наш народ в период Великой Отечественной войны, — это и есть вклад Русской православной церкви в Победу над фашизмом.

Для иллюстрации использована картина «Сыновья» Сергея и Алексея Ткачевых.

Лариса СТЕШИНА
Использованы материалы интернет-ресурсов