Добровольно на фронт

Страницы истории

О чем писала газета «Лукояновский колхозник» в июне 1941 года

22 июня 1941 года стало точкой отсчета немыслимых испытаний для миллионов советских людей, началом борьбы за жизнь и свободу, за еще такую далекую Победу в Великой Отечественной. О том, как первые дни войны описывала районная газета «Лукояновский колхозник», читайте в этом материале.

Безусловно, новость о вероломном нападении врага была ошеломляющей, однако в тяжелейших обстоятельствах народ сумел сплотиться перед лицом всеобщей угрозы. На страницах районной газеты наши земляки объявляли о твердом намерении встать на защиту Родины.

«На стеклозаводе имени Степана Разина состоялся митинг. Сотни рабочих и служащих собрались, чтобы сообщить всему миру о своей мобилизационной готовности, — сказано в одной из статей «Лукояновского колхозника». — После доклада секретаря партбюро тов. Валявина о начале военных действий Германии с Советским Союзом выступил тов. Бурнаев. Он заявил, что на агрессивное выступление фашистов против страны социализма рабочие и служащие завода ответят высокой производительностью труда и будут работать в период военной обстановки, не считаясь со временем и обстоятельствами. Бурнаев добавил, что он добровольно пойдет в бой с врагами и считает себя мобилизованным. Выступившие затем Гагарин и Лобанов, участники боев с белофиннами, сказали, что они тоже пойдут на фронт, чтобы смирить зарвавшихся фашистов».

В другой заметке описывается митинг в Лукояновском колхозе «Вперед»: «Собравшиеся колхозники ответили: «Мы готовы дать отпор гитлеровской военщине и знаем, что война, навязываемая ими не от рук рабочих и крестьян Германии, не пройдет фашистам даром». В своем выступлении бригадир тракторного отряда О. И. Бусарова заявила: «На нас, женщины, ляжет большая ответственность — заменить мужей, братьев, отцов, детей, идущих на защиту Родины. Нет такой работы в колхозе, с которой мы не справимся. Везде и всегда сумеем заменить мужчин, я лично готова идти в танковую часть на защиту нашей Родины». Трактористы Горбашев, Астафьев, Марышев изъявили готовность идти в ряды танкистов».

В июньских номерах газеты за 1941 год опубликовано множество заявлений в Лукояновский райвоенкомат с просьбой поскорее призвать на фронт.

«22 июня я услыхал о наглом вражеском нападении на нашу любимую страну. Я горю желанием встать в ряды бойцов Красной Армии и, не жалея своей жизни, бороться против проклятого врага за нашу счастливую Родину. Прошу вас зачислить меня добровольцем. Год рождения — 1903. С военного учета снят», — писал Н. П. Сульдин, ветфельдшер колхоза «Красный боец».

«Прошу Лукояновский райвоенкомат как можно скорее взять меня в ряды Красной Армии. Я окончил Лукояновское педучилище и горю желанием пойти на защиту Отечества. Клянусь, что с честью выполню свой долг перед Родиной. Клянусь, что, если потребуется, отдам свою жизнь», — вторил ему А. И. Катышев. С подобными заявлениями в военкомат обратились студенты педучилища И. И. Маячкин и Н. И. Демаев. Все они 1922-1923 годов рождения.

Колхозник 1923 года рождения Тараканов в своем заявлении сообщал: «… Мой брат находится в Красной Армии уже два года, по его примеру я тоже иду защищать свою Родину».

Среди желающих попасть на фронт добровольно были не только мужчины, но и женщины. «Для борьбы с германским фашизмом меня не призывали в ряды Рабоче-крестьянской Красной Армии, но я не могу спокойно относиться к бандитским действиям кровавых псов-рыцарей и оставаться в тылу. Я прошу райвоенкомат зачислить меня в Красную Армию и немедленно отправить в часть. Оказанное доверие оправдаю боевыми делами, буду честно и аккуратно выполнять приказы командования, беззаветно отстаивать завоевания Октября», — просила М. Капина. Как следует из публикации «Лукояновского колхозника», райвоенкомат удовлетворил просьбу — она была направлена в воинскую часть.

Подготовила Татьяна МАКАРЕНКОВА,
начальник архивного сектора