Слаба кисть, недостаточно перо, чтобы изобразить его красоты

Рассказы, очерки, воспоминания

Пять лет назад, сразу после присоединения Крыма к России, моя коллега по прежней работе поехала отдыхать на полуостров. Вернулась оттуда восторженная и после каждый свой отпуск проводила только там. Честно говоря, слушая ее восхищенные рассказы, думала про себя: «Ну и что там может быть такого необычного? Бывали мы на югах, некоторые и на заграничных — везде примерно одинаково. Не Мальдивы, чай, и не Греция». Но этим летом убедилась сама — Крым прекрасен!

Тридцать часов пути в комфортабельном автобусе прошли, на удивление, не слишком утомительно. Хорошие дороги с множеством паркингов, торговых точек и кафе, разнообразные пейзажи, пробегающие за окнами, — день, ночь, и утром мы оказались у уникального инженерного сооружения. После быстрого таможенного осмотра машина въехала на крупнейший мост России, соединивший Таманский полуостров и крымский берег. Его протяженность — 19 километров. Мост состоит из параллельно расположенных автомобильной и железнодорожной трасс, под арками которых беспрепятственно проходят суда. Автодорога была запущена в прошлом году, движение поездов откроется в будущем.

Десять минут, несколько вспышек фотоаппарата, и мы на форпосте полуострова, в самом древнем населенном пункте страны, насчитывающем 2 619 лет, городе-герое Керчь. Изучение его многочисленных достопримечательностей стоит отдельной поездки, а наш автобус помчался дальше, увозя своих пассажиров к восточному побережью Черного моря — к Феодосии.

Название города переводится как «Богом данная» — так его нарекли греческие колонисты, которые добрались до этих мест еще в VI веке до нашей эры! Позже Феодосия вошла в состав могущественного Боспорского царства, разрушенного в IV веке нашей эры гуннами. В последующие столетия город много раз переходил из рук в руки. Вначале тут жили аланы, потом территорию стала контролировать Византийская империя, за ней — хазары. До XIII века прибрежное поселение входило в состав Золотой Орды, а в начале XIV века его выкупили генуэзцы. В те времена Феодосию называли Каффой. Это был процветающий город-порт, через который велась активная торговля между Востоком и Западом. Здесь действовал самый большой на Черном море невольничий рынок. Торговали также пряностями, золотом и ювелирными украшениями. К XV веку город так разросся, что превзошел по размерам Константинополь. В 1475 году все крымское побережье захватили турки-османы, и Феодосию часто называли Кючюк-Истанбул — «Маленьким Стамбулом». В 1770-е годы Крымом завладела Российская империя, и вернула городу имя Феодосия.

До настоящего времени здесь сохранились средневековые постройки. Самая значительная из них — оборонительная Генуэзская крепость. Неподалеку от нее расположены несколько армянских храмов XIV века, турецкие бани, старый одноарочный турецкий мост. Богатейшая история города представлена в местном краеведческом музее, который называют «Музеем древностей». Он открыт в 1811 году! Там можно увидеть и даже потрогать древнейшие амфоры и кувшины, знакомые всем по школьным учебникам, древние памятники и каменные плиты с надписями. Ощущение прикосновения к живой истории — непередаваемое!

Фасад здания литературно-мемориального музея Александра Грина украшен барельефом

Феодосия — родина знаменитого художника Ивана Константиновича Айвазовского. В его особняке теперь находится национальная картинная галерея, насчитывающая более 400 подлинных работ и личных вещей мариниста, от которых трудно отвести взгляд. Неподалеку стоит дом, фасад которого украшен барельефом в виде бригантины. Это литературно-мемориальный музей Александра Грина, автора знаменитых, написанных здесь же повестей «Алые паруса» и «Бегущая по волнам». Чуть поодаль — маленький мемориальный музейчик Марины и Анастасии Цветаевых, а также музей денег, рыбалки и масса других памятных мест. Нас же с дочерью покорил неповторимый колорит крутых улочек и домиков-мазанок, словно прилепившихся к подножию гряды Тепе-Оба.

Особо хочется сказать о море, которое в Крыму чистейшее. Поселившись в пригородном поселке Береговом, мы наслаждались не только прозрачной водой, через которую, как через стекло, можно наблюдать за морскими обитателями, но и переливающимся на солнце ракушечным песком пляжа, справедливо именуемого Золотым. Заметили мы и трепетное отношение местных жителей к своему полуострову. Несмотря на большое количество людей, мусора и, тем более свалок, не видно. Я наблюдала картину, как женщина, сидевшая на улице Феодосии у бочки с квасом и увидевшая, как какой-то мальчик из отдыхающих бросил обертку от мороженого мимо урны, обратилась к нему южно-певучим говором: «Заинька, подними бумажку, у нас здесь не мусорят».

«В Крыму природа себя не пощадила, — она хотела блеснуть мастерскою рукою, показать, что искусство есть слабый ея подражатель… Тут везде зрение услаждается, сердце ощущает удовольствие и душа, исполненная восторга, парит… Одним словом, слаба кисть, недостаточно перо, чтобы изобразить хоть мало оные красы», — писал в свое время Павел Сумароков в своем историческом и топографическом труде «Путешествие по всему Крыму и Бессарабии в 1799 году». И действительно, пейзажи полуострова так очаровательны и разнообразны, что удивляешься, как они могут соседствовать. Большую часть территории, северные, центральные и восточные районы занимает степь, уступая место на юге Крымским горам. Они начинаются уже за Феодосией и Коктебелем, возвышаются на юге, у Ялты, и постепенно опускаются на западе, за Севастополем. Проделать путь в полторы тысячи километров из центральной России и не взглянуть на это чудо было бы непростительно, поэтому, прикупив экскурсионный тур «Весь Крым», мы снова отправились в дорогу.

По пути из Феодосии в Симферополь местный экскурсовод увлекательно рассказывал нам удивительные истории и легенды о полуострове, его курортных городках и дальних селениях, знаменитых горах и ущельях, небольших реках и водопадах. Кстати, несмотря на обилие пресных водоемов, воды здесь остро не хватает. Местные жители ее берегут и расходуют очень экономно. Видимо, по этой причине крымские фрукты на рынке хоть и вкусные, но дорогие.

Столицу республики, на территории которой в античные времена располагался Неаполь Скифский, автобус проехал окраиной, но пассажиры успели рассмотреть ее новостройки. В экономическом и культурном центре находится единственный аэропорт и сходятся все внутренние дороги полуострова.

Полчаса на запад — и мы оказались в абсолютно восточном городке: с узкими кривыми улочками, домиками и минаретами, ароматом пряностей и звуками лютни. Бахчисарай — старинная столица крымских татар, «город-сад» с многовековой историей, архитектурный памятник с богатой культурой и национальными традициями, «туристическая Мекка» Крыма. В старой его части находится потрясающий ханский дворец с воспетыми Пушкиным фонтанами. Главный — «Фонтан слез» — творение иранского художника Омера, созданное в 1764 году по приказу Крым-Гирея в память о его рано умершей жене Диляре.

Уезжать из «восточной сказки» не хотелось, но нас ждал героический символ полуострова, незамерзающий морской порт, промышленный, научно-технический и культурно-исторический центр, главная военно-морская база Черноморского флота Российской Федерации. Своей непередаваемой атмосферой Севастополь обязан огромному количеству памятников, их здесь более двух тысяч. Большая часть достопримечательностей связана с временами Крымской и Великой Отечественной войн: знаменитая панорама «Оборона Севастополя 1854-1855 годов», памятник затопленным кораблям в бухте Графской пристани, военный завод в пещерах, где ремонтировали подводные лодки до 1990-х годов, и многие другие. Пересадив на катер, нам показали современные и боевые корабли ВМФ различных классов, стоящие в Южной бухте.

Столицей курортного Крыма является, конечно, Южный берег: Ялта, так называемая «Русская Ривьера», принимающая туристов с первой половины XIX века. Как ее не посетить? Сам город словно взбирается от моря по горе, покрытой пихтами, можжевельником и южными соснами, отчего воздух здесь удивительно чистый и содержит в себе рекордную концентрацию морских солей и хвойных фитонцидов. История Ялты, древняя и богатая, нашла отражение в роскошной архитектуре дворцов, дач и замков, разбросанных по склонам. Чего только стоит Ливадийская летняя резиденция императорской семьи, в которой в 1945 году Сталиным, Черчиллем и Рузвельтом решалась судьба послевоенного мира.

Самой известной достопримечательностью полуострова, вне всякого сомнения, является «Ласточкино гнездо» — памятник архитектуры начала ХХ века, который местные жители называют просто «Ласточкой». Замок, ставший визитной карточкой Крыма, получил свой сегодняшний вид благодаря русскому нефтепромышленнику Штейнгелю, который приобрел на Аврориной скале дачный участок и решил построить там романтический «средневековый» замок. Проект был заказан в 1911 году инженеру и скульптору Леониду Шервуду. Задуманная им ступенчатая композиция замка исходила из малых размеров участка. Здание 12-метровой высоты располагалось на фундаменте шириной 10 и длиной 20 метров. «Птичьим» объемам отвечало внутреннее устройство: прихожая, гостиная, ступеньки и две спальни последовательно располагались в двухэтажной башне, которая поднималась над скалой. Рядом со зданием был разбит сад.

В начале Первой мировой войны имение купил московский купец Павел Шелапутин, который открыл в замке ресторан. После революции здание было заброшено. В 1927 году в Крыму произошло сильное землетрясение. Часть скалы под замком вместе с садом обрушилась в море, обзорная площадка нависла над пропастью, но само здание практически не пострадало. В 30-е годы здесь находился читальный зал местного Дома отдыха, но вскоре сооружение признали аварийным и закрыли. Восстановление началось в конце 1960-х. Скала была укреплена, под основание замка подведена железобетонная плита, а сам он отреставрирован. В советские годы это был туристический объект с недорогим кафе. В 2000-е располагался итальянский ресторан, а в настоящее время дворец ожидает реставрации. Вход в него закрыт, но полюбоваться будто игрушечным замком можно с нескольких смотровых площадок или с моря, как мы.

Водная прогулка на катере к «Ласточке» компенсировала невозможность побывать внутри. Но мы с дочкой все-таки бросили в море у скалы монетки, чтобы вернуться сюда вновь. С набережной Ялты поднялись к автобусу по канатной дороге, из кабинок которой город, море и соседние селения — как на ладони!

Конечно, чтобы увидеть весь легендарный, удивительный Крым, нескольких дней недостаточно, но даже одного хватит, чтобы влюбиться в него навсегда!

Татьяна КУДРЯВЦЕВА
Фото из личного архива автора