Окажите детям доверие

Образование

Педагог-­­психолог Лукояновского Губернского колледжа Ирина КОЖЕВЯТКИНА — один из самых опытных представителей своей сферы в округе. Специалист с более чем 25-летним стажем, она может рассказать, с какими сложностями сталкиваются подростки и их родители.

— Ирина Николаевна, как вы пришли в профессию?

— В середине 90-х получила высшее образование учителя начальных классов. О психологии не помышляла, но району были нужны специалисты, и я продолжила учебу в Нижегородском педагогическом университете. Там многое узнала не только об этой науке, но и о себе. Поняла тогда, что нашла свое дело.

— Позже реальность оправдала ожидания?

— Вполне! Я стала педагогом-­психологом в школе № 2, это было замечательное время. Наша профессия набирала популярность, мы с коллегами многому учились. Неоценимую поддержку всем лукояновским психологам оказывала Алевтина Ивановна Колдунова, которая работала специалистом районного отдела образования. Позже я сменила ее в этой должности.

— В отделе, наверное, у вас был очень широкий спектр обязанностей?

— От индивидуальных консультаций родителям до работы с призывниками. А еще методическая поддержка, деятельность медико-­педагогической комиссии, которая определяет образовательный маршрут для детей с особенностями развития… Опыт там получила богатый.

— И вот вы в Губернском колледже. Уже третий год?

— Верно. Мне всегда нравилось работать с подростками. Они уязвимы, но способны осознавать себя. Многим кажется, что подростки ничего не понимают, хотя зачастую они очень понимающие и по-своему мудрые.

— Но и проблем с ними немало?

— Свои трудности есть в любом возрасте. Однако у наших ребят и впрямь особое положение: переход от школы к студенчеству, смена ролей. От того, как пройдет адаптация, зависит дальнейшая учеба и даже больше. Этот период может стать переломным в жизни. Особенно важны первые дни в колледже.

— Значит, педагог-­психолог начинает заботиться о благополучии студентов сразу, с 1 сентября?

— Даже раньше: работая в приемной комиссии, провожу комплексный опрос поступающих. К 1 сентября общее представление о них уже имеется. И начинаются тренинги на сплочение с группами, диагностика. Неоценимую помощь оказывает социально-­психологическое тестирование. Если у студентов есть трудности, работаем над ними индивидуально и в группах.

— Как еще выявляются проблемы? Ребята часто обращаются к психологу?

— Некоторые готовы забежать за советом или просто поговорить. Но ­кто-то скрывает свои тревоги. Тут мои первые помощники — классные руководители. Если изменилось поведение студента, снизилась успеваемость, то начинаем работать совместно.

— Мы живем в эпоху информационной перегрузки и стресса, это не может не сказываться на подростках…

— Неуравновешенных детей и впрямь стало больше. Клиповое мышление провоцирует неспособность удержать внимание, повышенную тревожность. Но, честно говоря, куда больше меня заботит недостаток активности. Очень многие не проявляют инициативу, избегают принятия решений, ответственности.

— И в чем же причина? Мы слишком опекаем детей?

— Я бы сказала, старшее поколение сильно доминирует. Взрослые принимают решения за младших даже в мелочах, не говоря уже о ­чем-то важном, вроде учебного заведения, будущей профессии. Разумеется, это делается из лучших побуждений, но нужно понимать: невозможно прожить за человека его жизнь. Стоит позволять детям делать выбор и самим отвечать за себя, научить здоровому принятию неудач — когда вместо переживаний предпринимаются действия по исправлению ситуации.

— Скажите, как найти золотую середину между доминированием и попустительством? Особенно учитывая недостаток жизненного опыта у ребят и подростковый максимализм, который служит плохим советчиком.

— Да, многие из них полутонов не различают! (смеется) Но лучший путь к взаимопониманию — доверие. Если ребенок не боится сказать о своих проблемах, это первый шаг к их решению.

— А есть ­какой-то рецепт доверительных отношений? Как их установить?

— Можно попробовать поделиться с детьми своими проблемами. Ведь они способны сопереживать, даже дать совет. И это может вызвать ответную откровенность. Также ребенку крайне важно знать, что его не оттолкнут, не осудят, а помогут найти решение. Именно к этому мы стараемся прийти со студентами и родителями.

— Ирина Николаевна, какие жизненные ситуации вы наблюдали в своей практике в колледже?

— Однажды, к примеру, студент в ходе нашей беседы признался маме, что не хочет и никогда не хотел учиться по своей специальности. Она увидела ситуацию в совершенно ином свете и сумела понять, принять его выбор.

— Это лучшее упражнение на доверие! А какие универсальные советы психолога вы бы дали всем нашим читателям?

— Мой девиз: «Если не можешь изменить ситуацию — измени отношение к ней». Старайся не обижаться, умей прощать, ведь обида разрушает изнутри. Мир прекрасен — не забывай ценить радости жизни.

— Спасибо за интервью!

Алла ГОРШКОВА
Фото автора