Сороковые роковые…

Страницы истории

В начале 1941 года редакцию газеты «Лукояновский колхозник» возглавлял П. Е. Тихонов. К. И. Полуэктов был его заместителем, а с 1 октября он стал ответственным редактором. Тихонова перевели на другую работу. Часто менялись секретари газеты: Т. Г. Ополев, А. И. Цветнов, П. И. Логинов. Похожая ситуация была и с заведующими типографией. После призыва И. Н. Смирнова на фронт коллектив возглавил Г. А. Дунаев, с октября 1942 года — И. И. Стрижов.

Через районный военкомат удалось узнать о некоторых работниках газеты — участниках Великой Отечественной войны. Федор Федорович Заводсков был призван в армию 11 июля 1941 года и направлен в г. Горький, где следы его затерялись. Александр Иванович Радаев призван 3 августа 1938 года. С 6 июня 1941 года по 9 мая 1945 года он служил старшим механиком самолета в составе 22-го дальнебомбардировочного авиаполка. Награжден медалями «За боевые заслуги», «За победу над Германией». Демобилизовался 25 сентября 1945 года. Как дальше сложилась его судьба, неизвестно.

Алексей Романович Усанов в войну был сапером. Он родился в семье рабочего стеклозавода в Курганской области. Четырехлетним мальчишкой лишился отца, в двенадцать лет — матери. Сироте-подростку рано пришлось начать трудовую жизнь, но не забывал он и об учебе. Окончил семилетку, рабфак, потом поступил в Ленинградскую художественную академию. Изобразительное искусство захватило юношу, мир красок и кистей стал смыслом его жизни. Но неожиданная болезнь оторвала молодого художника от учебы — ему пришлось оставить академию. В 1933 году Алексей Романович приехал в наш город. Он преподавал рисование в педучилище, а с 1937 по 1940 год заведовал отделом иллюстрации в районной газете. В первые дни войны его зачислили в особый отдел НКВД, он был командиром отделения саперов в стрелковом полку. Мобилизовался в декабре 1945-го. Вернулся в Лукоянов, работал преподавателем педучилища. Учащиеся очень уважали педагога, любили его уроки. Умер он в мае 1960 года.

Печатник Алексей Федорович Сисенков воевал в 7-м стрелковом полку. После ранения в легкое долго лечился в госпитале. Приезжал домой в отпуск в 1942 году. Вернувшись на фронт, попал в 7-ую лыжную бригаду пулеметчиком станкового пулемета. Прослужил до 1946 года. Вернулся в Лукоянов и до пенсии проработал печатником в типографии.

Несмотря на военное время, работа печатников стала легче — станки перевели на механические приводы. В августе 1941 года с ежедневного четырехполосного выпуска газеты перешли на трехразовый в неделю с двумя полосами. Читатели получали «Лукояновский колхозник» по средам, пятницам и воскресеньям.

В том же году после ухода Г. А. Дунаева типографию возглавил Иван Иванович Стрижов. Родом он из с. Кудеярова. Пришел в типографию учеником наборщика в 1936 году. Быстро освоил профессию, изучил все типографские специальности. Старожилы вспоминают его как спокойного, уравновешенного человека, умевшего найти выход из любой трудной ситуации, хорошего руководителя. На его плечи легли заботы по заготовке дров для отопления типографии, снабжению производства бумагой, запасными частями, краской, дежурство по ночам, помощь членам коллектива в бытовых вопросах — и все это в условиях военного времени. Под руководством И. И. Стрижова газета печаталась около 20 лет. В 1960 году его не стало.

Точно установить литсотрудников газеты сороковых годов довольно трудно. На ее страницах часто встречаются фамилии А. Костина, М. Агапова, В. Рункова, Т. Михеевой, фотографа Г. Иванова. Точно известно, что тогда литсотрудником начал работать Николай Максимович Пищаев. На фронт его не взяли из-за плохого зрения. В первые годы войны его публикации в газете были постоянными. Из них видно, что Николай Максимович для сбора материалов разъезжал по всему району. В 1944 году на него возложили обязанности секретаря: читку и обработку всех материалов, макетирование полос, для чего нужно обладать большой грамотностью и знанием типографского дела.

Рассказать о происходящих событиях на страницах газеты старались и многие внештатные авторы: А. Ключников, А. Александров, Н. Румянцев, А. Корабельщиков, И. Загорский, В. Тарасов, Н. Васильев, Н. Михеев, Е. Жуковский, Е. Арбузов. Часто обращались к читателям директор педучилища А. Куманев, директор Тольскомайданской школы А. Устимов, на темы обороны писал майор М. Коломейцев. Колхозное строительство оставалось основной газетной темой, поэтому часто публиковались заметки зоотехников райзо А. Цедринского и А. Афанасьева, директора Лукояновской МТС В. Ляпина. Писали врачи Баровская, Д. Шведов, Панкова, прокурор района Лаврентьев, секретарь РК ВКП (б) П. Муравьев, военрук школы № 1 И. Прусаков, учитель физики школы № 1 И. Ирсецкий.

22 июня 1941 года газета, печатавшаяся накануне, вышла вполне мирной, а уже 23 числа на первой полосе опубликовано выступление по радио В. М. Молотова к гражданам страны о нападении Германии на Советский Союз. Тут же появились приказы о мобилизации военнообязанных. В первую очередь призыву подлежали военнообязанные, родившиеся с 1905 по 1918 год. Объявлялось военное положение в отдельных местностях СССР. 24 июня появились первые сводки главного командования Красной Армии, которые стали главной темой в каждом номере.

С первых дней войны наши земляки отправлялись на борьбу с немецко-фашистскими захватчиками не только по мобилизации, но и добровольцами. Люди буквально атаковали райвоенкомат. И, конечно, писали об этом в газету. Не были в стороне даже дети. Они тоже выражали свое желание помочь фронту. Так, в заметке «Построим танк «Пионер» сказано:

«Учащиеся школы № 17 поддержали замечательную инициативу пионеров и школьников 102-й школы города Горького — построить для Красной Армии на свои средства танк «Пионер». Они, следуя примеру юных горьковчан, организовали сбор средств на постройку танка. Уже в первый день учащиеся внесли около 100 рублей».

Отцы, братья, сыновья уходили на фронт. В тылу жизнь также подчинилась нуждам войны. Женщины и подростки заменили ушедших мужчин на заводах, предприятиях, железной дороге, в школах, больницах, тракторных мастерских… Уборочная в районе прошла нормально — в поле выходили не только колхозники, но и рабочие, служащие. Большая часть полученного урожая отправлялась на фронт.

Наступил второй год войны. В редакции произошли небольшие кадровые изменения — заместитель ответственного редактора А. А. Осин умер. На его место встал П. И. Логинов. Тираж газеты пока оставался предвоенный — 4 000 экземпляров. Основное место в номерах занимали сообщения с фронтов. Особую радость вызывали сводки об освобождении городов и поселков. В районе продолжался сбор средств на танк «Пионер». Постоянно публиковались письма с фронта:

«Дорогие товарищи, трудящиеся Лукояновского района!

Сообщаю вам, что я, боец Рабоче-Крестьянской Красной Армии, видел своими глазами, как издевались немецко-фашистские бандиты над нашими пленными бойцами, над мирными жителями. Я видел убитых маленьких детей, издевательства двуногих зверей над женщинами и девушками. Фашисты вешали на виселицах рабочих, служащих, колхозников, колхозниц лишь за то, что те не говорили им о местонахождении наших бойцов и командиров.

Мы, бойцы, командиры, политработники, никогда не простим этим бандитам лютых зверств над мирными жителями и военнослужащими. Будем бить фашистов на каждом шагу, не давая им ни минуты покоя, ни часу отдыха. Сотрем с лица земли черную фашистскую мразь.
Боец Степан Брагин»

В начале 1943 года «Лукояновский колхозник» выходил также три раза в неделю, но тираж его уменьшился до 3 000 экземпляров. С конца февраля газета печаталась все реже. Иногда номер выходил раз в неделю и в неопределенные дни — сказывалась нехватка бумаги, краски. Сотрудников редакции и типографии часто направляли на другие работы: заготовку дров, посевную и уборочную, в помощь госпиталям, управляться с лошадьми и крупным рогатым скотом, который использовался как гужевой транспорт.

И все же газета издавалась. Первый номер года открылся поздравлениями тов. Сталина и письмами фронтовиков из действующей армии. Старший лейтенант В. Шкуров писал:

«Подразделение, которым я командую, считается передовым в полку по боевым операциям. За проявленное геройство и мужество в боях с немецкими бандитами 40 процентов состава батальона награждено орденами и медалями Советского Союза.

Я заверяю своих земляков Лукояновского района, что весь мой патриотический опыт, полученный за время войны, я отдам на защиту нашей Родины, на защиту своих земляков.

Я уверен, что вы в тылу приложите все силы для оказания помощи фронтовикам, и наши общие усилия приблизят час окончательного разгрома врага».

Вся вторая полоса посвящена сельскому хозяйству. Н. Пищаев в заметке «Подготовке к севу максимум внимания» сообщает:

«В лукояновском колхозе «Вперед» не спешат с работами. На кузне отремонтировано 8 плугов, 16 борон, 2 культиватора и 2 сеялки. Однако правление колхоза не уверено в том, что ремонт остального инвентаря будет закончен вовремя».

В районе не хватало семян и посадочного материала. Люди из личных запасов пополняли колхозные посевные фонды, а сами недоедали. Летом спасались крапивой, лебедой, другими травами, отходами от обмолота, отрубями. Осенью украдкой собирали с колхозных полей оставшиеся колоски и мелкий картофель. Туго было и с топливом. Даже за ветки, собранные в лесах для личных нужд, наказывали. Об этом, правда, газета тогда не писала, как и о некоторых других интересных фактах. «Лукояновские госпитали вернули в строй тысячи бойцов» — под таким заголовком только в 1995 году был опубликован материал из архива семьи Устимовых. Мало кто знает об истребительном батальоне, существовавшем в районе в годы войны. О нем газета рассказала в 1994 году.

В каждом номере 1944 года выходили материалы под рубрикой «На фронтах Отечественной войны» — обзор военных действий за определенный период. Печаталось много писем семьям солдат от командиров с благодарностями и соболезнованиями.

Через многие десятилетия люди проносят память о военном времени. Вот какими воспоминаниями с читателями поделился наш постоянный внештатный корреспондент Юрий Брагин:

«Апрель 1944 года. Весна была ранняя, пахать в поле выехали дней за десять до мая. Помню, как однажды пахари приехали на обед. Это были 14-летние подростки-годки, мой брат Николай Брагин и наш сосед Александр Пиюнкин. В тень под ветлу, раскинув руки, они, казалось, упали замертво. Я от колодца принес кружку воды.

— Устали, сердечные! Нате-ка я вам куфайки подстелю, а то простудитесь, — сказала, подходя, соседка тетя Дуня Играфова.

А четыре лошади укатавшихся пахарей жадно, вместе с землей щипали молодую травку. Приподнявшись на локте, брат наказывает мне, шестилетнему карапузу:

— Юрка, беги к матери (она работала в страду бессменной поварихой). Пусть из печки достанет теплой воды — напоить лошадей, чтобы не простудились. А Шведке, она молодая и азартная, только полведра сперва дайте…

— Где тут герои пахоты? Они заменили отцов-фронтовиков да на двухлемешных плугах по две нормы выработали. Смотрите, как газета про них пишет, — сказал, прибежав, посыльный из правления колхоза.

И показал листок «Лукояновского колхозника» с небольшой заметкой. Через несколько рук газету передали мне, и я сначала по слогам, а к вечеру уже наизусть шпарил соседям заметку о юных хлебопашцах, а также воюющих героях. И дивился силе влияния печатного слова. Богатырями сказочными представлялись мне все те, кто в газете. С той самой поры глубоко в душу запала мечта стать тоже газетчиком. А тот номер «Лукояновского колхозника» долгие годы хранился у нас за божницей».

На снимке: печатник Алексей Федорович Сисенков.

Анна КАЛЕНКОВА