Жизненные принципы офицера Домбровского

Люди

«От героев былых времен…» — слова песни из знаменитого фильма «Офицеры» для многих мальчишек 70-х годов двадцатого века стали своеобразным гимном. А кому-то вообще помогли определиться с выбором жизненного пути: «Есть такая профессия — Родину защищать». Среди них и Юрий Домбровский.

Мама решение сына одобрила. Да и как иначе — она ребенок войны, родилась в Тверской области в феврале 1941-го. Цепкая детская память сохранила едва уловимые картины: землянка, оккупация, фашисты… Будущий муж, односельчанин, вспоминал, как мать, схватив его и еще пятерых детей, побежала в лес. Несколько месяцев скрывались в землянке. Именно на его малой родине стоит знаменитый мемориал защитникам Ржева. Поэтому о патриотизме здесь не говорят, его впитывают с молоком матери.

Юра учился хорошо, занимался спортом, благодаря урокам начальной военной подготовки мог с закрытыми глазами собрать автомат.

— Мне советовали поступать в иняз, так как были способности к языкам, но приехавший в отпуск родственник-курсант решил мою судьбу — буду военным! Тем более в семье уже были военнослужащие и по отцовской, и материнской линии, — рассказывает Юрий Иванович. — Мама собрала чемодан, и мы с отцом отправились к его младшему брату в Рязань. Я тогда уже поступил в училище в этом городе. Вот так при поддержке родителей, сестры Нелли и дяди начал свою военную карьеру. А дядя еще добавил: обратного пути нет! Хотя были ребята, которые уходили из училища после первого курса. Кстати, в школе из моего и параллельных классов восемь ребят стали военными. Некоторые сделали блестящую карьеру.

Учеба давалась легко. Юрий занимался многими видами спорта. С теплотой вспоминает наставников, которые учили не только искусству военного дела, но и смекалке, умению выживать в самых экстремальных условиях, переносить тяготы армейской службы. А еще был один предмет, за который не ставили отметок, но спрашивали по всей строгости. Это воспитание уважения к родителям, товарищам и стране.

— Раз в неделю нас собирали в кабинете и спрашивали, все ли написали письма домой. И сколько написали. Тех, кто этого не сделал, заставляли тут же приступить к выполнению. Аргумент был серьезный: «Родители волнуются, а вы не можете взять в руки бумагу и черкнуть несколько строк».

В училище закладывалось понятие о настоящей мужской дружбе. Юрий Иванович по-доброму отзывается о своих товарищах, с которыми даже в увольнение не ходили порознь. Правда, чтобы это увольнение заслужить нужно было очень постараться: никаких троек, поведение безупречное.

— Впрочем, даже от нарядов по кухне польза есть — картошку научился чистить, капусту квасить, — улыбается мой собеседник.

— Если вернуться к теме мужской дружбы, с кем бы из ваших однокурсников в разведку пошли? — спрашиваю.

— С любым! Нас было 25 человек, все надежные, проверенные ребята, — без раздумий отвечает Юрий Иванович. — Я сейчас многих курсантов нашел в соцсетях — прекрасно общаемся, делимся друг с другом новостями.

— Как военный в запасе, какие принципы и традиции российского офицерства считаете самыми важными?

— Пожалуй, главное: сам погибай, а товарища выручай, — говорит Домбровский. — Для военнослужащего, не только офицера, это не пустые слова. Русский солдат никогда не бросит сослуживца на поле брани, будет нести на себе, ползти, но спасать. Так было и в Первую мировую, и в Великую Отечественную, и в Афгане, и сейчас. Причем мирной жизни это тоже касается, не раз наблюдал подобное.

— Служба службой, но как же девушки? Или «первым делом самолеты?»

— По субботам в училище был день открытых дверей с танцами, приглашались студентки из техникума советской торговли и Рязанского медицинского университета. Кстати, многие с нашего курса, а это более ста человек, женились вскоре после выпускного. Я же встретил свою судьбу позже, когда из Архангельска приехал в Лукоянов. С 1988 года вся жизнь, семейная и профессиональная, связана с ним. Как военный инженер, служил в нашей строительной части, а после ее расформирования работал в разных организациях. Но военная закалка полезна везде: это дисциплина, ответственность, способность быстро принимать обдуманные решения.

Юрию Ивановичу довелось попробовать себя и в роли наставника. Молодых ребят он всегда учил тому, чему сам научился в училище — быть верным долгу, не терять силы духа, ценить настоящую дружбу. Офицер запаса немного сожалеет, что в школах сейчас не преподают начальную военную подготовку или, скажем, историю военного искусства, как у курсантов. По его мнению, такие предметы были бы полезны для патриотического воспитания подрастающего поколения.

— А сумеете сейчас станцевать вальс? — интересуюсь напоследок.

— Надо — вспомню, мы же российские офицеры!

Лариса СТЕШИНА
Фото автора