Памяти близкого друга

Рассказы, очерки, воспоминания

Моё знакомство с Михаилом Савлевым состоялось в начале 80-х годов прошлого столетия в г. Горьком. Мы оказались на одном семинаре, который проводил областной Дом народного творчества. Весь день Михаил делал фотоматериалы об этом семинаре. Ночевали в гостинице «Дом крестьянина», наши кровати оказались рядом.

Я пришёл чуть раньше и лёг спать. Миша вернулся позже. Утром я проснулся, увидел на полу рубашку и попытался её поднять. Но там оказался фотобачок, в котором Михаил проявлял плёнку. Естественно, все труды засветил. Другой бы на его месте покрыл меня на чём свет стоит, но Миша принял с пониманием. Разговорились. Это было началом нашей дружбы, которая продолжалась много-много лет.

Жизнь так устроена: уходит человек, а память о нём остаётся, остаются его дела. Михаил жил душа нараспашку. Открытый, добрый, всегда готов к диалогу. С ним можно было поговорить на любую тему, поделиться наболевшим. Всегда относился к этому с большим вниманием и предлагал какие-то решения проблемы.

Он часто приезжал в Болдино на премьеры спектаклей народного театра. Актеры считали его своим другом. Когда Михаил Алексеевич находился в зале, они играли как-то иначе, зажигались той положительной энергией, которая была ему присуща. Он и на спектакле-то не мог усидеть на месте — всё пытался снять на видео или фотоаппаратом ту или иную сцену, которая впечатлила. Многие его фотографии стали украшением книги о театре «Остров любви и надежды». Мы делали её более трёх лет. В книге рассказывается о работе театра с начала 40-х годов прошлого века по 2009-й. Михаил был редактором-составителем и вложил в неё весь свой творческий потенциал, так как не понаслышке знал работу театра изнутри, знал актёров, их способности и возможности.

Работать с ним было интересно. Случались, как Михаил любил говорить, и «стычки»: спорили, иногда он кипел как самовар, но всегда находили верное решение, как-то умели договариваться. И книга получилась очень даже неплохая. О других театрах области такой, наверное, нет. То есть благодаря Мише Савлеву получилась совершенно уникальная по своей структуре книга.

Он любил жизнь, любил во всех проявлениях. Никогда не унывал, всегда был в поиске, всегда куда-то стремился, старался что-то сделать. Он умел разговаривать на равных как с простым человеком, так и с учёными светилами, такими, как А. А. Спасский, Н. Н. Блохин.

Михаил был трудягой. Работал напряжённо, каждый день старался что-то написать — ни дня без строчки.

Всегда останутся в памяти гарские встречи. Много раз в конце лета Большеболдинский народный театр посещал село Гари Лукояновского района. Там Михаил Савлев создал музей крестьянского быта в сельском доме. Этот музей стал центром культуры, где и собирались жители. Здесь земляки Савлева впервые увидели наше представление. Михаил делал всё возможное, чтобы спектакль или концерт состоялся. Он заходил буквально в каждый дом и приглашал. Я всегда говорил, что из него мог бы получиться хороший клубный работник — были все данные для этого.

Запомнились поездки на рыбалку на Волгу и местные водоёмы. Однажды поехали на Пьяну. Поймали всего одного окунишку, но Миша оказался запасливым. Взял с собой банку консервов «Скумбрия в масле» и из одного окунишки заварганил совершенно уникальную ушицу.

Часто встречались в доме семейства Седовых в селе Свирине, которое находится на берегу реки Пьяны. Замечательная атмосфера! Вечер, костёр, разговоры о жизни, шутки-прибаутки. Ночевали на сеновале амбара. Говорили и не могли наговориться.

Вот такая она, жизнь: мы есть, а его нет. Он не может уже обнять жену, детей, внуков, понять их и успокоить, поддержать. И не может своим звонким голосом окликнуть где-нибудь на площади Лукоянова: «Привет, дружище! Как жизнь?» Но остаётся память. Я не знаю, кто это сказал: «Память — это рай, из которого нас не могут изгнать». Миша в нашей памяти, и значит, он с нами.

Владимир КОРОЛЁВ,
режиссёр Большеболдинского народного театра,
заслуженный работник культуры России