Общее дело большой семьи

Рассказы, очерки, воспоминания

В клубе «Железнодорожник» состоялось мероприятие из цикла «История одного рода», посвященное династии железнодорожников Чапариных. Участников встречи приветствовала заведующая музеем «Железнодорожник» Фаина Ильинична Кедяркина. Она назвала главным направлением поисковой и исследовательской работы музея составление родословных железнодорожных династий.

— На данный момент установлено свыше ста из них. Более чем по тридцати семьям уже собраны материалы, которые после обработки ложатся в основу новых экспозиций, — сообщила она. — Люди сами приходят к нам, чтобы рассказать о родственниках, работавших на железной дороге, передают фотографии, вещи, документы.

Однажды в музей обратились Татьяна Николаевна Сорокина и Евгения Ивановна Гребнева. Они принесли очерк о тружениках железной дороги Чапариных, написанный их двоюродным братом Виктором Викторовичем Чапариным и посвященный 70-летию Великой Победы, а также фотографии, трудовые книжки, наградные удостоверения, другие семейные документы.

Родоначальник династии Чапариных — уроженец с. Ульянова Василий Яковлевич. Он родился в многодетной крестьянской семье в 1902 году. Символично, что именно в это время в Лукояновском уезде полным ходом шла прокладка железной дороги, сыгравшей большую роль в дальнейшей судьбе Василия.

После открытия станции Лукоянов в июне 1903 года в город прибыли полторы тысячи командированных рабочих разных специальностей и квалификаций из промышленных центров России, а спустя 10-15 лет ряды железнодорожников стали пополнять местные жители. Василий Яковлевич был принят на работу в паровозное депо станции Лукоянов Казанской железной дороги в качестве паровозного кочегара в 1920 году. На тот момент восемнадцатилетний юноша успел поработать по найму, окончил один класс церковно-приходской школы при Ульяновском храме Святой Живоначальной Троицы, умел свободно читать и писать, регулярно посещал церковь и иногда пел в церковном хоре.

В паровозном депо с октября 1917 года существовала ячейка РСДРП (б). Несмотря на это, там работало немало православных граждан, в том числе Василий Яковлевич. За все годы своей трудовой деятельности он так и не вступил в партию, хотя был активным общественником, избирался депутатом Лукояновского городского совета.

В 1923 году Василий Яковлевич встретил свою судьбу — Марию Васильевну Караванову. Молодые люди заключили брак, у них родились шестеро детей. Мария Васильевна не работала, занималась домашним хозяйством, как и большинство жен железнодорожников той поры. В 1960 году Указом Президиума Верховного Совета СССР она была награждена медалью Материнства первой степени.

О жизненном и боевом пути Василия Яковлевича, семейных традициях династии Чапариных говорили пришедшие на встречу в клуб «Железнодорожник» подполковник милиции в отставке, бывший начальник дорожной милиции Виктор Викторович Чапарин и бывший секретарь парткома депо Владимир Васильевич Караванов, которые находятся с этой семьей в кровном родстве.

Как стало известно из их рассказа, в июне 1943 года сын Василия Яковлевича Чапарина, Николай, прошел обучение на курсах помощников машиниста паровоза, а в октябре того же года был откомандирован в колонну особого резерва Народного комиссариата путей сообщения № 65, которая была сформирована перед началом Сталинградской битвы. Он подвозил на паровозе к прифронтовой зоне боеприпасы, вооружение и людей. Неоднократно попадал под бомбежки вражеской авиации, был контужен. В марте 1944 года вернулся в родной Лукоянов. В 1946 году был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг».

В 47-м Николай Васильевич был откомандирован в распоряжение начальника Рязанско-Уральской железной дороги на восстановление разрушенного войной народного хозяйства. В 1948-1952 годах проходил службу в железнодорожных войсках Советской армии в Брянской области. Там встретил свою будущую жену Александру Федоровну Милютину. Как оказалось, его избранница всю войну сражалась с фашистами в партизанском отряде. Молодые люди поженились, стали жить в Лукоянове. Александра Федоровна много лет проработала в пекарне железнодорожного ОРСа. В браке у них родились трое детей. Старшая дочь Валентина с семьей проживает в Вологде, дочь Татьяна и сын Александр — в нашем городе. Александр Николаевич продолжает железнодорожную династию деда и отца, работает слесарем в водоснабжении.

Дети Николая Чапарина — Татьяна и Александр — тоже приняли участие в мероприятии и поделились интересными подробностями из жизни своей семьи. А в память о Николае Васильевиче и Александре Федоровне прозвучала песня «Тальяночка» в исполнении трио Ульяновского филиала РДК.

Николай Васильевич Чапарин продолжал работать машинистом паровоза, затем машинистом тепловоза. В ноябре 1960 года за успешное выполнение социалистического обязательства в честь 43-й годовщины Октября он был награжден значком «Отличник социалистического соревнования железнодорожного транспорта». Вступил в ряды КПСС, избирался депутатом Лукояновского городского совета, членом партийного комитета подменного пункта депо станции Лукоянов Горьковской железной дороги. В 1971 году, после окончания курсов повышения квалификации при Свердловском институте железнодорожного транспорта, Н. В. Чапарин был назначен на должность машиниста-инструктора. Вышел на пенсию в ноябре 1980 года, стаж его работы составил 38 лет. Умер в 1986 году.

Второй сын Василия Яковлевича, Иван, работал на топливном складе станции Лукоянов машинистом угольного крана, газоэлектросварщиком. Там же 45 лет (до 1983 года) трудилась секретарем-машинисткой, а затем машинистом углеподъемного крана его жена Анна Васильевна Чапарина. Рассказ о судьбе этой стойкой волевой женщины был опубликован в «Лукояновской правде» 18 апреля 2015 года. На тот момент ей было 94 года. Анна Васильевна — великая труженица, не любит праздности, но в редкие часы семейных встреч с удовольствием пела на два голоса со свекром Василием Яковлевичем лирические песни. Сегодня Анне Васильевне 97 лет. Она пришла на встречу вместе с дочерью Евгенией Ивановной.

Дочь Василия Яковлевича и Марии Васильевны, Вера, всю жизнь проработала пекарем в пекарне железнодорожного ОРСа. Ее муж, Виктор Григорьевич Крапивин, также был железнодорожником, работал в НГЧ. Их сын Владимир — железнодорожник в третьем поколении, электромеханик связи. На мероприятии он рассказал о преемственности поколений в их семье. Кстати, его зять Денис Чайка — тоже железнодорожник, монтер пути Лукояновской дистанции.

На протяжении всего вечера со сцены звучали песни ансамбля духовного пения «Отрада» и дуэта «Притяжение».

По мнению участников встречи, такие мероприятия служат напоминанием о славной истории родного края и достойных земляках, которыми можно гордиться.

Подготовила Лариса СТЕШИНА
Фото автора