С чего начинается родина

Люди

Всю жизнь Геннадий Шебалов живет в старинном селе Пичингуши. С этими местами связано много воспоминаний, самых значимых и совсем мимолетных. На вопрос, с чего же начинается его родина, Геннадий Вячеславович без раздумий отвечает: с отчего дома, семьи и елки, которую отец привозил под Новый год. Тот хвойный аромат и новогодняя кутерьма из далекого детства все еще свежи в памяти, потому что очень дороги сердцу.

— Семья у нас была большая: я, сестра, мать, отец, бабушка с дедушкой да еще мамина тетя, — рассказывает Геннадий Вячеславович. — Тетя была рукодельницей. Накануне новогодних праздников она мастерила необыкновенно красивые елочные игрушки. Мы, дети, больше всего ждали, когда привезут новогодние подарки. Вставали на окно и с нетерпением поглядывали на дорогу — не едут ли? Развозил подарки кто-нибудь из профсоюза колхоза на лошадях. Нас поздравляли и вручали пакет со сладостями.

Детского сада в селе тогда не было, малышей воспитывали бабушки. Именно они приучали к труду. Например, полоть грядки было делом ребятни. Прополол — можешь поиграть. Вот такая простая житейская наука. Еще одна обязанность детворы — носить отцу в поле обед. Это потом открыли столовые, а раньше давали ребенку узелок с молоком, хлебом, яйцами, и он бежал к родителю.

Многое делали своими руками. Пекли хлеб, например. В Пичингушах до недавнего времени сохранялась мельница, где мололи муку, причем и ржаную, и белую. Выращивали овец, а шерсть сдавали или возили мастеру, который валял валенки. Работа это трудоемкая, но хорошие мастера и ценились высоко.

— Вам, наверное, многие рассказывают, какой раньше была деревня. Я только сейчас об этом задумался, и воспоминаниям нет конца. Теперь что? Пока дойдешь до ларька, вряд ли кого и встретишь. А было время, когда колхозники шли на работу, как на завод, плотным потоком: доярки, механизаторы, водители, животноводы. И всем находилось дело. Колхоз рос, строились новые скотные дворы с молокопроводами и транспортерами… Сам секретарь райкома с утра приезжал, переобувался и шел в гаражи смотреть, как продвигается подготовка к полевым работам, — вспоминает мой собеседник.

Еще школьником Геннадий трудился в колхозе на сенокосе, до армии освоил трактор. Стоит ли говорить, что после службы он вернулся в родное село, не допуская даже мысли о том, чтобы жить и работать в ином месте? Получил образование, начинал с механизатора, потом стал бригадиром, много лет занимал должность главного инженера колхоза.

В 1980 году Геннадий Вячеславович женился на девушке из соседних Новоселок. В браке у них родились сын и дочь. И теперь для них под Новый год он привозил пушистую лесную красавицу. А украшения для елки на тот момент уже можно было купить в магазине. Но по-прежнему в цене были кулечки со сладостями. И ребятня ждала их с нетерпением.

В 1991 году колхоз получил последний комбайн, что ознаменовало конец советской эпохи. Зарплату стали давать с перебоями, выручало свое подворье. Держали телят, свиней, корову, как и все, выживали. Когда не стало колхоза, Геннадий Шебалов ездил на вахту, но в душе всегда хотел вернуться на родину, чтобы приносить пользу здесь, в Пичингушах.

— Такой колхоз был! Только в гараже 170 человек работали. 50 тракторов, 30 автомобилей, 20 комбайнов — обычные «Нивы», конечно, но вполне надежные, и потерь мало. Но нынешним механизаторам по-хорошему позавидуешь — управляют удобными, мощными машинами, — рассуждает Геннадий Вячеславович.

Он замолчал, словно обдумывая, вспоминая сказанное, а потом произнес:

— Жизнь сильно поменялась, и у нашего поколения возникла какая-то тоска по прошлому. Порой кажется, раньше было веселее. Тот же Новый год ждали с нетерпением, чтобы елка, подарки, танцы с гармонью. Но ведь и сейчас неплохо, грех жаловаться. Просто мы стали старше. А новогоднее настроение найдется, главное, чтобы в семье все было хорошо!

На снимке: коренной житель села Пичингуши Геннадий Шебалов.

Лариса СТЕШИНА
Фото автора