«Мы не играем, мы живем»

Люди

Об успехах Максима Тужилкина на актерском поприще мы впервые услышали в конце 2018 года, когда он стал одним из победителей Всероссийского детского кинофестиваля Российского движения школьников. Теперь Максим — первокурсник Нижегородского театрального училища имени Е. А. Евстигнеева. В преддверии Всемирного дня театра, отмечавшегося 27 марта, мы побеседовали с ним об учебе и его будущей профессии.

— Когда ты решил, что хочешь быть актером?

— Можно сказать, случайно вышло. Я никогда не думал ни о чем таком, учился на физкультурном отделении Лукояновского педколледжа. Однажды знакомые из театральной студии «ВСПышка» Дома детского творчества попросили помочь в съемках роликов в качестве партнера по сцене. И я втянулся. Стал посещать студию, получил роль в спектакле «Алиса в Стране чудес»…

— И минувшим летом пошел поступать в евстигнеевку. Сложно было?

— Да, здесь серьезные отборочные туры, где не только готовишься заранее, но и приходится импровизировать. Например, нужно было станцевать под выбранную экзаменаторами музыку, а я даже никогда не занимался танцами. Когда-то немного учился пению у Валентины Дмитриевны Шугаевой, теперь вот пригодилось. Еще очень помогает увлечение спортом, во многих предметах — в танцах, ритмике, акробатике, сценическом движении.

— Что такое «сценическое движение»?

— Внешняя техника актера на сцене, пластика, владение телом. Учимся сценическому бою, как правильно прыгать через стол и так далее. На третьем курсе, например, фехтование будет.

— Как интересно! Какие еще особенности у театрального училища? Знаю, что у вас учат французский.

— Обязательно, французский — язык театра. Хотя многим приходится учить его с нуля. А вообще здесь все особенное. Нет четкого расписания по времени, занятие заканчивается, когда мастер решит. Избавляемся от слов-паразитов — если у кого-то в разговоре проскочит, нужно хлопать. Актерских систем у нас две, Станиславского и Чехова, мы должны знать все их труды.

Тут Максим декламирует отрывок о творческом самочувствии актера из Станиславского. Я аплодирую, но он недоволен: «Нет, не получилось. Мастер бы меня не похвалил».

— А мастер — это…

— Преподаватель мастерства, их трое на курсе. Заслуженный артист России Анатолий Чухнов преподает нам актерское мастерство и сценическую речь, актер Кстовского театра кукол Александр Чудинов и актер Нижегородского государственного академического театра кукол Дмитрий Марков — мастерство актера с куклой.

— Почему ты выбрал именно это отделение?

— Вообще-то поступал на актера драматического театра и кино, но прошел сюда, что к лучшему. В России актер театра кукол изучает те же дисциплины, что актер драмы, а также работает с куклой. А вот актеров драмы нашему мастерству не учат.

— Хорошо «ладишь» с куклой? Пришлось, наверное, как с французским, начинать с нуля?

— Не с нуля — с начала. Мы учимся делать театральных кукол. Пока что перчаточных, которые относятся к верховым — находятся выше актера. К ним еще относятся тростевые, теневые куклы. Низовые — это марионетки и планшетные куклы. Мы изучаем их, живой план, то есть умение открыто управлять куклой на глазах у зрителей, пластику рук, оживление предметов…

— Плюс актерское мастерство. Значит, после обучения у тебя будет сразу две профессии — актер драмы и актер театра кукол?

— Даже три: еще педагог. На старших курсах мы выберем специализацию. Я бы, кстати, хотел в будущем преподавать сценическую речь, она мне хорошо дается.

— А остальные дисциплины? Как сдал первую сессию?

— На все четверки. Но пятерки нам пока и не ставят, считается, что первокурсник не может знать предмет на отлично.

— Вижу, театр — дело серьезное.

— Не то слово. Мы заняты шесть дней в неделю с девяти до восьми, да еще находим время для репетиций — всей группой ставим кукольную пьесу. И даже вне училища идет работа: учимся наблюдать, находить интересные типажи, которые потом можно будет повторить. «У актера нет отдыха», — говорит наш мастер Анатолий Борисович Чухнов.

— Не тяжело с таким плотным графиком?

— Мне уже сложно представить себя вне училища и вне театра. Как говорится, мы не играем — мы живем.

Алла ГОРШКОВА
Фото из архива Максима Тужилкина