Не стерта память поколений

Страницы истории

25 января — День освобождения Воронежа от немецко-фашистских захватчиков

Они сражались за Чижовку

Лето 1942 года. Самое грозное и тревожное лето войны. Большинству наших сограждан оно известно тем, что в это время решалась судьба страны, начиналась знаменитая Сталинградская битва. Однако немногие знают, что была еще одна битва, важность которой так до конца и не оценена — битва за Воронеж. О ней почему-то только вскользь упоминали известные военачальники в своих мемуарах. Обходят вниманием бои за Воронеж и некоторые наши историки. Вероятно, из-за того, что наступление противника на этом направлении было полной неожиданностью для самой Ставки Верховного Главнокомандования, предполагавшей, что, как и в предыдущем году, летнее наступление развернется на Центральном фронте в сторону Москвы.

Но все произошло по-другому. В конце июня свой главный удар противник нанес как раз на стыке двух советских фронтов — Брянского и Юго-Западного. Армейская группа фон Вейхса начала наступление на Воронеж силами немецкой 2-й армии, венгерской 2-й армии и 4-й танковой армии. Город являлся основной точкой поворота германских соединений на юг, а также главной базой, с помощью которой предполагалось обеспечивать фланговое прикрытие ключевого направления всей военной кампании 1942 года — на Сталинград.

До того момента Воронеж еще находился в стратегическом тылу. Жители надеялись на лучшее и старались не поддаваться паническим настроениям. Первая бомбардировка, принесшая смерть, обрушилась на город 13 июня 1942-го. В тот субботний день в Саду пионеров проводился слет по случаю окончания учебного года. Взрослые постарались устроить для детей настоящий праздник — как раньше, до войны. В киоске «Игротека» выдавались на прокат велосипеды, кегли, шахматы, игрушки. Несмотря на дефицит сахара, ребятню решили побаловать сладкими пончиками. На летней эстраде выступали юные артисты. Но вражеский авианалет превратил праздник в кровавый кошмар. Самые трагичные последствия бомбежки города были здесь, в Саду пионеров, где погибло большое количество детей.

Все мы слышали про Невский пятачок при обороне Ленинграда, но мало кто знает, что был свой такой и в Воронеже — это Чижовский плацдарм. В конце августа и сентябре 1942 года командование Красной Армии предприняло попытки закрепить за собой плацдарм на правом берегу Воронежа. Не с первого раза, но нашим войскам это удалось.

Чижовский плацдарм, прозванный у солдат «долиной смерти», начинался от заливных лугов правобережья реки Воронеж и поднимался на крутые береговые холмы южной части города. Сражение на Чижовке не прекращалось до самого освобождения города. Сколько там погибло наших солдат, точно так и неизвестно. До сих пор в этих местах продолжают находить останки бойцов. Ныне в братской могиле на Чижовском плацдарме захоронено более 15 000 человек, но известны фамилии только 3 545 из них. Это самое большое захоронение времен Великой Отечественной войны в Воронеже. Именно от Чижовки был нанесен один из главных ударов по вражеским войскам при освобождении города в январе 1943 года.

Реконструкция операции «Сталинград на Верхнем Дону»

Воронеж оказался третьим, после Ленинграда и Севастополя, по длительности нахождения на линии фронта — 212 дней и ночей. За всю войну было только два города — Сталинград и Воронеж, где линия фронта проходила через сам город. Воронеж вошел в число 12 городов Европы, наиболее пострадавших во Второй мировой войне, и в число 15 городов СССР, требующих немедленного восстановления. На его улицах было уничтожено до 95 процентов всех зданий.

В то время, когда страна начала отмечать свои города особым титулом «Город-Герой», Воронеж по каким-то причинам его не получил. И только много лет спустя, в 2008 году, за героизм, проявленный защитниками города во время оккупации немецкими войсками, Воронежу присвоено почетное звание Российской Федерации «Город воинской славы».

Сами воронежцы бережно хранят историю и гордятся защитниками города. В названиях его улиц навечно прописаны имена 76 героев Великой Отечественной войны — от рядового солдата до прославленного полководца. Причем 27 из них — воронежцы. В названиях еще 50 улиц увековечен коллективный подвиг воинских формирований, солдат различных родов войск и специальностей, отражены памятные события военных лет. С тех пор, как Воронежу присвоено звание «Город воинской славы», во всех его районах появились баннеры с соответствующей надписью.

«Сталинград на Верхнем Дону»

Масштабная военно-историческая реконструкция состоялась 18 ноября 2018 года на территории мемориального комплекса «Песчаный лог» в Воронеже. Она была посвящена легендарной Острогожско-Россошанской наступательной операции войск Воронежского фронта, вошедшей в историю как «Сталинград на Верхнем Дону».

Погода, конечно, отличалась от той, что была во время настоящего сражения: нет снега, довольно тепло и комфортно. Посмотреть на реконструкцию боя пришли свыше восьми тысяч местных жителей и гостей города, в том числе я. Поле битвы огорожено, оно и понятно — меры безопасности. А увиденное впечатляет! Около 250 человек из 24 патриотических клубов России и одного белорусского, прошедших жесткий отбор, чтобы стать важным звеном мероприятия, стрельба, взрывы, дымовая завеса…

— Мы ставили перед собой задачу — обеспечить максимальную сценарную целостность, визуальную реалистичность и историческую достоверность, — отметил руководитель Воронежской региональной общественной организации «Набат» Евгений Ишутин. — Эта военная операция имела большое значение для Красной Армии, и сражение, когда рубежи поэтапно переходили от наших к немцам и наоборот, вошло в отечественную историю как одно из самых стратегически важных.

Гость из Белоруссии, член военно-исторического клуба «Брестская крепость» Вячеслав Пуховский, рассказывает: «Когда ты здесь и занимаешь свою позицию, то отчетливо понимаешь, как же это страшно — воевать. Выстрелы, бомбежка со всех сторон. Холодно, ты в одежде, делающей тебя неповоротливым. Мы не выходим в поле ради развлечения, для нас это сохранение исторической памяти, рассказ о важных событиях языком визуализации».

Вячеслав, из раза в раз представлявший в реконструкциях солдата Красной Армии, в этом сражении решился на эксперимент и стал «немцем». Он признался: теплая, удобная и, кстати, недешевая фашистская форма (чтобы собрать исторически достоверную форму немецкого солдата, реконструкторы платят до 150 000 рублей) его вовсе не грела — даже на «горячем» поле сражения.

Реконструкция операции «Сталинград на Верхнем Дону»

По завершении мероприятия зрители фотографируются с военной техникой и «солдатами». Я беседую с одним из участников реконструкции. Он в немецкой форме, но говорит, что стал «немцем», как и Пуховский, не по призванию, а просто «надо кому-то играть роль». Вот уже убирают технику, снуют машины. Видя, что меня сейчас заденет орудием, мужчина касается моего локтя, чтобы отодвинуть. Неожиданно даже для себя самой я вскрикиваю и отпрыгиваю. «Немец», он же Александр, грустно улыбается и констатирует:

— Такая реакция обычна, видимо, генетическая память. Русские осознают четко — ты враг. Но Вы не бойтесь, это просто немецкая форма, а я всего лишь преподаватель в университете. Был у меня случай, который навсегда врезался в память. После реконструкции ко мне подошла девочка лет пяти. Я полез в карман за конфетами, часто ношу с собой. Вдруг подбегает мама девочки, тянет ее за руку и кричит: «Не смей у фашиста брать!» Вот вам и генетическая память, и патриотическое воспитание.

Совсем иная картина с «красноармейцами». Их окружили зрители и засыпали вопросами. Круглолицый паренек стянул с головы ушанку со звездой и нахлобучил на голову карапузу. Тот смеется, родители фотографируют. «Солдаты» уставшие, но улыбчивые, словно из советских фильмов про войну. Но ты понимаешь, что это всего лишь реконструкция, и что за Родину воевали не киношные герои и актеры, а простые ребята. И, поверьте, это страшно. Как и то, что впереди нас шла женщина в форме. И кирзовых сапогах. И тащила оружие на грубом ремне… Подумалось сразу, что сейчас придет она на базу, переоденется в теплый пуховик, удобные сапоги, выпьет горячего чаю, возьмет телефон и позвонит родным. А в сороковые женщины воевали наравне с мужчинами и шли к победе. В кирзачах, с оружием всю войну, без передышки, четыре года…

Потом мы поднимались к мемориалу «Песчаный лог», а в ближайшем лесочке были слышны выстрелы. И становилось не по себе. Ведь Песчаный лог — место трагическое. Именно сюда фашисты свозили раненых бойцов из госпиталей и мирных жителей. Всего здесь было расстреляно 450 человек.

Освобождали Воронеж и наши земляки. В братских могилах города похоронены Владимир Кулаков из Лукоянова, Алексей Антропов из Гаврилова, Яков Исаев из Санок, Николай Лежачев из Перемчалок, Алексей Маралин из Ульянова, Петр Мордовин из Саврасова. Имена Федора Бубнова из Кудеярова и Дмитрия Кувшинова из Волчихи выбиты на стене в Зале памяти мемориального комплекса «Чижовский плацдарм».

На верхнем снимке: мемориал «Чижевский плацдарм, созданный в память о советских воинах.

Лариса СТЕШИНА
Фото РИА Воронеж и из сети Интернет