По-прежнему первый

Страницы истории

В январе исполняется 55 лет детскому саду № 1 «Тополек». Об истории садика рассказывает его бывшая заведующая Антонина Григорьевна Пархоменко.

В годы учебы в педучилище мы с сокурсницами были на практике в единственном на тот момент городском детском садике. Это деревянное нетиповое здание располагалось на улице Горького, возле медицинского училища, где теперь стоят двухэтажки. Его заведующей была Галина Федоровна Сватко. Конечно, одного детсада городу не хватало. Позади училища строился новый, который позже назвали в честь деревьев, высаженных сотрудниками по периметру прогулочных детских площадок: «Тополек».

Клавдия Васильевна Симонова приняла должность Галины Федоровны, а она стала заведующей новым садиком и занялась его обустройством — завозила мягкий и жесткий инвентарь, а также все, что требовалось по перечню. Как вспоминает сама: «Ковры на пузе таскала», потому что на тот момент была беременна. Закончив оснащение, заведующая ушла в декрет, но уже месяц спустя приказом старшего инспектора по народному образованию № 105 от 14 января 1965 года ее вызвали из декретного отпуска в связи с открытием Лукояновского ясли-сада № 1 на 95 мест, для комплектования персонала и групп.

Первыми сотрудниками «Тополька» стали воспитатели Нина Марышева, Александра Фролова, Елизавета Большакова, Александра Потапова, Людмила Федяшова, Мария Серпухова, бессменный музыкальный руководитель Галина Белякина и другие. Чуть позже пришли воспитатели Татьяна Сычева, Валентина Зефирова. Садик был сдан с обустроенными детскими площадками и комплектами игрового оборудования, угольная котельная обогревала оба здания, старое и новое.

Первая заведующая детским садом «Тополек» Галина Федоровна Сватко

И началась в учреждении обычная трудовая жизнь. В 1970 году окончательно сформировался костяк педагогов первого поколения «Тополька». Через садик прошли многие хорошие специалисты, например, Алевтина Ивановна Колдунова. На его базе часто проводились методобъединения для воспитателей города и района под руководством Галины Сватко.

Я начала работать музыкальным руководителем в старом садике, через шесть лет стала его заведующей. Можно сказать, Галина Федоровна наблюдала за моим профессиональным ростом. Когда она, проработав в «Топольке» 23 года, вышла на заслуженный отдых, я стала ее преемницей на должности заведующей и в 1988-м приняла дружный, слаженный педколлектив второго поколения. Молодые, творческие, почти все с высшим образованием. Это Лидия и Татьяна Антоновы, Наталья Котикова, Елена Симонова, Татьяна Филяюшкина, Лидия Николаева, Татьяна Сочнева и другие.

Наши садики, старый и новый, жили дружно, по-соседски. Я была хорошо знакома не только с сотрудниками «Тополька», но также с его методической и хозяйственной работой. Главной проблемой тогда являлось отопление. Оба детсада были переполнены, и в какой-то момент в новом пришлось оборудовать еще одну группу в помещении веранды, для обогрева которой ресурсов котельной не хватало. Также были постоянные проблемы с кочегарами. Словом, требовалась газовая котельная.

Построить с нуля и оборудовать здание котельной — дело непростое, но вы сами знаете, русские женщины и коня на скаку остановят. Наметили место, с котлованом под фундамент помогли солдаты. А дальше я пошла в Ремконтору. Захожу на планерку, делаю театральный «земной» поклон и говорю всем: «Здравствуйте, товарищи!..» Не успела ничего добавить, как начальник Николай Николаевич Сентюрин закричал: «Не надо! Что нужно вам?» «Мне бы построить здание под газовую котельную, — говорю. — Котлован уже вырыла». Дело было в феврале 1989-го. «Чем же вы рыли?» — спросил начальник. «Лопатой…» — отвечаю.

Обведя взглядом подчиненных, он сказал: «Учитесь работать у женщины! Она лопатой вырыла, а у вас экскаватор не берет». Мне же говорит: «Вот вам мастер Василий Караваев, и от меня просьба — возьмите в садик двоих детей нашего маляра». Я твердо сказала: «Возьму!», хотя обещать не имела права, но нам действительно была нужна новая котельная. И вот так, всеми правдами и неправдами, мы построили ее за год, решив проблемы садика с отоплением. В то время посещаемость у нас была выше, чем у других.

В следующее десятилетие детским садам, как и многим учреждениям, в новых условиях пришлось нелегко. Бытовала даже такая грустная присказка: «Ни один садик не закроют — они сами развалятся». Но «Тополек» выжил! Хотя сотрудникам это стоило огромных усилий. Женские руки не знали усталости — забивали гвозди, красили, белили, таскали асфальт. И все это вместе с родителями, которые помогали детсаду кто чем мог, а когда его хотели закрыть — горой встали на защиту, даже статьи в «Лукояновскую правду» писали. Большую роль в этом сыграл Михаил Алексеевич Савлев, а всех наших помощников просто не перечислишь.

В программе «Дом радости» много внимания уделяется конструированию

Как бы ни было важно благоустройство, самым главным в саду остается воспитание детей. Раньше в дошкольных учреждениях придерживались учебно-дисциплинарной модели обучения, то есть все было как в школе. В середине 90-х началось внедрение инновационных методик. Проще говоря, каждый садик должен был выбрать новую программу. Так в младшей группе «Тополька» начала работать научно-методическая система воспитания «Дом радости» Натальи Крыловой.

Я влюбилась в эту систему сразу и на всю жизнь. Вместе с воспитателем Лидией Николаевой мы ездили на курсы в разные города, учились и сами доводили программу до ума. За четыре года на нее перешли все наши воспитатели, перешли осознанно, заинтересовавшись и оценив результаты первопроходцев. Прежде всего в «Доме радости» привлекает индивидуальный подход к воспитанникам и развивающий компонент. В программе прописано все, от организации пространства до детальной работы с каждым воспитанником. Жизнь ребенка в садике с трех лет проходит целенаправленно, так как воспитателю дается научно разработанный сценарий каждого дня.

Например, в какой-то момент в мыльницы вместо мыла кладут кубики. Малыши должны осознать, что несмотря на внешнее сходство с мылом, кубиками руки не помоешь, и объяснить, почему. Вроде бы мелочь, но на самом деле — одно из многочисленных упражнений, которые обучают рассуждать и логически мыслить. И так каждый день, четыре года. Рассказать об этой системе в одном интервью невозможно, тут и книги не хватит. Но сам за себя говорит тот факт, что многие инновационные программы за годы канули в Лету, но «Дом радости» действует в «Топольке» с 1993 года. Воспитатели посещают курсы, используют опыт предшественников и нарабатывают свой собственный, а выпускники садика неизменно радуют учителей начальных классов своими знаниями и умениями.

Я живу неподалеку от родного садика и с восхищением наблюдаю, как год от года он становится все краше. Вот однажды иду мимо, а работник «Тополька» Дмитрий Таршин зовет меня с кухонного крыльца: «Антонина Григорьевна, зайдите-ка на кухню, вы ее не узнаете!» И действительно — не узнала поначалу, настолько красиво там стало. В помещениях групп вся эта красота еще и продуманная — сколько там развивающего оборудования! Это заслуга заведующей детским садом Альбины Владимировны Изыбаевой и, конечно же, ее коллектива. Можно не сомневаться, что садик в хороших руках.

На заслуженном отдыхе я вот уже тринадцать лет слежу за успехами родного садика, читаю в вашей газете статьи о достижениях коллег. Нередко захожу к ним — расспросить о методических новостях, поговорить с дорогими моему сердцу воспитателями и другими педагогами: Лидией Михайловной Николаевой, Татьяной Петровной Сочневой, Ольгой Павловной Пониной, Татьяной Ивановной Антоновой, Ириной Николаевной Бубновой, Верой Вячеславовной Полковниковой, Вероникой Владимировной Балакиной, познакомиться с молодыми сотрудниками. Ольга Ивановна Семенова, Елена Александровна Уланова и другие — это достойная смена.

Они третье поколение педагогов «Тополька». К юбилею я подготовила им подарок — альбом о жизни нашего детского сада, с фотографиями и вырезками из «Лукояновской правды». Не сомневаюсь, что коллеги добавят к нему еще много славных страниц.

Подготовила Алла ГОРШКОВА
Фото из архива детского сада