Буровская дорога

Рассказы, очерки, воспоминания

Она не отмечена на картах. Она петляет среди разинских лесов, напоминая каждому, кто по ней едет, о человеке, жизнь которого была посвящена служению людям и природе. Какой же она была, путь-дорога Станислава Бурова — лесовода, директора лесхоза, энтузиаста и прекрасного семьянина?

Стела на берегу

Сложно представить, что пруд имени Бурова около детского центра «Лесная сказка» — творение рук человеческих. Так и сосны, мерно покачивающиеся на ветру, отливающие янтарными боками на солнце, были ­когда-то посажены лесоводами. Станиславу Бурову посвящена стела на берегу этого пруда, который появился под его руководством. А вы знаете, что однажды пруд… удрал? Вот что писал корреспондент Виктор Кузнецов в статье к 70-летию Станислава Александровича: «В начале семидесятых была построена плотина через лесную речку Пандугу в районе деревни Орловки. Образовалось крупнейшее в районе водохранилище — площадь его зеркала составляла 33 гектара. Просуществовал пруд около пятнадцати лет и был спущен по недоразумению. С момента утечки прошло более десяти лет, прежде чем взялись за восстановление. Два месяца бригада работников леспромхоза в поте лица трудилась над устройством шлюзов».

Вожак стаи

О случаях из биографии Станислава Бурова мы беседуем с его дочерью Галиной Серовой.

— Эту историю знает, пожалуй, каждый лукояновский школьник. Волчья стая не давала покоя местным, особенно хитер был матерый вожак. Отцу с бригадой ­все-таки удалось изловить серого хищника. Потом заказали таксидермисту в Мордовии сделать из него чучело, которое по сей день стоит в зале природы Лукояновского краеведческого музея. Такая вот память, — рассказывает Галина Станиславовна.

Лес — его призвание

Так можно обозначить и главное дело Станислава Бурова, и направление его жизненного пути.

— Папа был замечательным человеком. С раннего детства приучал меня и брата к лесу. Представляете, он мог оставить куртку под любым кустом, а на обратном пути ее забрать! Мама-горьковчанка, выросшая в городе, всегда удивлялась его знанию леса. Летом мы на мотоцикле ездили на Панзелку, и там в пруду (тоже, кстати, рукотворном) я училась плавать, — вспоминает моя собеседница. — Отец охотно делился лесными секретами. Рассказывал, где растут самые вкусные ягоды — собирать их мы любили. Несмотря на загруженность, а леса в хозяйстве тогда было 72 тысячи гектаров, он всегда находил время для семьи и друзей, таких же увлеченных энтузиастов. Когда первую плотину на «его» пруду сорвало, долго думали, решали, что делать, но отец был не из тех, кто отступает перед сложностями. Сколько труда вложили и он, и его соратники в восстановление водоема! И вот уже много лет пруд радует земляков.

Семья продолжает дело

Слушаю Галину Серову и удивляюсь: сколько может сделать один человек за свою жизнь! Станислав Александрович был не только лесоводом, но и охотником, рыболовом. А когда его отец уже не смог ухаживать за пасекой, освоил и это непростое дело.

Сама Галина Станиславовна вышла замуж за разинского парня Виктора Серова, который, как и ее отец, влюблен в родной край. Пасека на Новой Стройке за Романовкой — это уже семейное дело Серовых. Наш разговор прервал телефонный звонок: сын моей собеседницы сообщил, что ходил пешком на пасеку проверить ее полосатых обитателей.

Удивительно, но после этой беседы осталось приятное послевкусие, как после ароматного травяного чая. Вот жил человек, шел своей дорогой, оставляя следы, и за ним шли… Жизненный путь у каждого свой, пройти его за ­кого-то невозможно. А вот по дороге Бурова — пожалуйста. Она непростая, полная загадок, заповедных уголков, но этот поход вам запомнится.

Вместо послесловия

Пока готовился материал, у директора оздоровительного центра «Лесная сказка» Ирины Серегиной появилась идея создать на базе детского лагеря музейный уголок. Он будет посвящен «Лесной сказке», местным памятникам природы и наследию Стани- слава Бурова.

Лариса СТЕШИНА
Фото из архива Г. Серовой