Робототехника и резьба по дереву

Образование

Столь разные виды деятельности одинаково доступны большемаресьевским школьникам в последние годы.

Роботы из «Точки роста»

Занятия робототехникой стали возможны благодаря национальному проекту «Образование», в ходе реализации которого в ряде школ нашего округа появились «Точки роста». В Большемаресьевской средней школе центр образования естественно-­научной и технологической направленности был открыт в 2021 году. Он вызвал большой интерес детей и педагогов, и этот интерес не ослабевает.

В светлом уютном кабинете центра семиклассники рассказывают мне, как работают с комплектом робототехники. Для демонстрации выходим в рекреацию, где собранный ими автопилотируемый робот преодолевает трек, послушно обходя конусы.

— На основе нашего комплекта можно собрать несколько роботов, — поясняет педагог Александр Бурдаев. — Также пишем для них программы. Создается программа на ноутбуке, заливается в блок управления и может, к примеру, определить манипуляции, которые выполняет робот. Старшие все делают сами, пятиклассникам же необходимо начинать с азов. Не слишком удобно заниматься всем детям на одном комплекте, приходится разбирать собранное, чтобы обучить младших, но мы справляемся.

Александр Геннадьевич отмечает, что и взрослым может быть нелегко освоить направление робототехники. Как настроить? Как подключить конкретный датчик? До многого нужно доходить своим умом, но хорошие учителя всегда готовы учиться сами. Работают и коллегиально: так, охотно консультирует большемаресьевцев педагог Маломамлеевской школы Анатолий Новиков, мастер на все руки.

Словом, в Большом Маресьеве делают все, чтобы реализовать потенциал современной материально-­технической базы центра «Точка роста», и это дает свои плоды. Сейчас семиклассники как раз учатся программированию — каждый придумывает траекторию движения робота, прописывает ее, указывая направление, углы и расстояния.

— Хорошо знакомы с теоремой Пифагора, так что пока ходим только прямыми углами, — улыбается учитель.

Прикасаясь к промыслу

В просторной школьной мастерской собрана целая выставка изделий ребят, которые в свое время учились здесь работать с древесиной. Эта давняя и добрая традиция школы в последние годы ушла в тень из-за изменений в программе по технологии, которая вдруг взяла курс на теорию. «Да мы даже на русском столько не пишем!» — возмущались ребята. Теперь, к счастью, в предмет вернули практику, работу с материалами, и юные большемаресьевцы с энтузиазмом взялись за дело.

В школьной мастерской собрана коллекция ученических работ из дерева

Сначала нужно найти модель, сделать трафарет для резьбы лобзиком. Не все удается сразу (тут Александр Геннадьевич показывает мне забракованного ежика), но когда получается, фигуру раскрашивают или покрывают лаком. Идеи у ребят разнообразные: тут тебе и сонный кот, и грозный троянский воин. В случае с воином, кстати, пригодились знания по истории: цвета боевого облачения троянцев, девиз, который нанесли на щит. А есть и целая философская композиция — пожилой мужчина, мальчик и стилизованные песочные часы, отмеряющие время жизни каждого.

В этой четверти ребята вдохновились образами известного отечественного мультсериала «Смешарики». Каждый выбрал полюбившегося персонажа, и работа началась. Заготовки уже есть, так что к концу года выставка в мастерской пополнится узнаваемыми мультгероями.

Можно лишь порадоваться, что в школе дети нашего округа получают самые разные навыки. Могут познакомиться и с древнейшим народным промыслом, и с робототехникой, программированием. Несомненно, это пригодится в будущем, поможет определиться с профессией. Ну а пока такое разнообразие занятий делает школьные будни каждого насыщенными и нескучными, что крайне важно и для детей, и для педагогов.

Алла ГОРШКОВА
Фото автора