Верный друг — фотоаппарат

Люди

Житель Кудеярова Петр Михайлович Овчинников увлекся фотосъемкой в семь лет, когда отец подарил ему первый фотоаппарат «Смена». С той поры он шагает по жизни с камерой наперевес.

Мальчик Петя появился на свет в городе Небит-­­Даге Туркменской ССР. Туда его родители — отец Михаил Яковлевич, уроженец Краснодарского края, и мать Вера Алексеевна из Грозного — попали по направлению после техникума. Оба работали на нефтяных и газовых месторождениях.

Петр решил продолжить семейное дело: окончил политехнический институт в Ашхабаде, устроился инженером-­электриком в систему газового хозяйства, затем стал главным энергетиком производственного объединения «Туркменгаз». В конце девяностых он перебрался в Лукояновский район, где прошел путь от электромеханика до начальника подстанции РЭС-3 на Арзамасской дистанции электроснабжения. А потом ему выпал шанс проявить себя в более творческой профессии. В Районном доме культуры он был звукооператором и заведующим информационно-­диагностическим отделом.

Работа в РДК придала увлечению фотографией новый импульс. А началось оно с той самой «Смены», подаренной в детстве отцом. Делать первые снимки мальчишку учил дядя Иван Яковлевич Овчинников — фронтовик, который обладал редкой способностью поймать настроение момента. Именно он вручил племяннику легендарный фотоаппарат ФЭД. В дальнейшем Петр уже самостоятельно приобрел зеркальный «Зенит-­­Е». Ради осуществления этой мечты он подрабатывал на сборе хлопка после учебы в институте.

Петр Михайлович вспоминает, каким сложным, но интересным был процесс проявки и печати фотографий. Да и сделать снимок — тоже не просто на кнопку нажать. Прежде нужно было вручную установить правильные настройки.

— Много снимал и в школьные годы, и в институте, и на работе. Нравилось фотографировать майские демонстрации, семью, друзей, свадьбы, концерты, другие мероприятия, — делится мой собеседник. — В 1982 году получил первый опыт видеосъемки. У моего друга появилась проводная видеокамера с магнитофоном на большую кассету. Он позволил мне подержать ее в руках и поснимать. По тем временам это было настоящее чудо — посмотреть на себя со стороны!

Собственной видеокамерой Panasonic M3000 Петр Михайлович обзавелся к концу девяностых. Позже стали распространяться цифровые фотоаппараты и персональные компьютеры, открывшие широкий простор для редактирования отснятых материалов.

— В доме культуры мне посчастливилось работать с Дмитрием Копыловым. Он мне во всем помогал, научил пользоваться полезными компьютерными программами, — рассказывает П. М. Овчинников. — Это вообще было замечательное время, наполненное дружеским общением с коллегами, встречами с талантливыми людьми. Рад и горд тем, что довелось запечатлеть для истории множество красочных праздников, незабываемых выступлений местных артистов и музыкальных коллективов.

В погоне за удачными кадрами на культурно-­­массовых мероприятиях Петр Михайлович порой проводил на ногах по шесть-­­восемь часов. И, разумеется, собрал обширнейший архив. К слову, на его странице в социальной сети можно обнаружить свыше 85 тысяч снимков. Больше всего фотографа привлекает съемка портретов, особенно детских. Говорит, «это самая любимая творческая радость».

За время сотрудничества с РДК Петр Михайлович приобрел ценный опыт ретуши фотографий, создания коллажей, видеозаставок, музыкальных клипов и даже целых фильмов. По его словам, процесс этот затягивающий, хотя, конечно, трудоемкий, а порой и непредсказуемый. Однажды практически готовый фильм со всеми переходами, заставками, музыкой предательски исчез с компьютера без возможности восстановления — вышел из строя жесткий диск. Месячный труд насмарку! Пришлось монтировать заново.

Фотографии Петра Овчинникова не раз занимали призовые места в различных конкурсах, но еще чаще — радовали близких, друзей, коллег, земляков.

— Всем, чего достиг, я обязан своей Родине — цветущей, вдохновляющей, неунывающей, талантливой России! Тем людям, которые шагают рядом по жизни, направляют, подсказывают, поддерживают. И, конечно, верному другу — фотоаппарату, — подытоживает беседу Петр Михайлович.

Марина ЕМЕШКИНА
Фото из личного архива Петра Овчинникова