Среда, 24 апреля 2019 16 +   Подписка на обновления  Письмо редактору
Популярно
Наш «горячий цех»
8:52, 05 апреля 2019

Наш «горячий цех»


Долгие годы наша районная газета печаталась в местной типографии. Коллективы редакции и типографии работали как единый слаженный механизм.

Кто были первые печатники «Лукояновской мысли» и «Труженика» — неизвестно. До наших дней сохранились книги приказов только с января 1936 года. Оттуда мы узнали, что наборщицами в то время трудились Вера Александровна Полякова, Клавдия Георгиевна Давыдова, Лаврентий Георгиевич Кузнецов, Василий Ильич Овечкин, Серафима Александровна Полякова, Николай Павлович Крекшин, печатник Н. А. Рудневский, вертельщик Николай Иванович Гаврилин. 1 февраля 1937 года появилась должность заведующего типографией, им назначили Николая Андреевича Цедринского. Оборудование газетной типографии тогда было примитивное, но работники старались выпустить газету в срок.

С 1 июня 1937 года заведующим был Иван Иванович Снопов. В те годы пришел в типографию учеником верстальщика, а затем стал печатником Алексей Федорович Сисенков. Его дочь Тамара Алексеевна вспоминает: «Я помню старое здание редакции. Девчонкой бегала смотреть, как печатают газету. Смотрела через окно, оно было близко к земле. Машинку печатную приводил в движение Виктор Туманов. Он был немой. Колесо крутить было нелегко».

В июне 1941 года завтипографией был утвержден Георгий Андреевич Дунаев. Через год после его ухода типографию возглавил Иван Иванович Стрижов. Родом он из Кудеярова. Начинал учеником наборщика в 1936 году. Учился недолго, быстро освоив профессию, изучив все типографские специальности. 13 июня 1941 года И. И. Стрижов по мобилизации Лукояновского райвоенкомата был призван в ряды Красной Армии. Попал на фронт телефонистом в составе 636-го стрелкового полка. Почти сразу же был ранен в грудь и после лечения в госпитале, в январе 1942 года, вернулся домой. Старожилы вспоминают его как спокойного, уравновешенного человека, умеющего найти выход из любой трудной ситуации, хорошего руководителя. На его плечи легли заботы по заготовке дров для отопления типографии, снабжению производства бумагой, запасными частями, краской, дежурство по ночам, помощь членам коллектива в бытовых вопросах — и все это в условиях военного времени. Под руководством И. И. Стрижова газета печаталась около 20 лет. В 1960 году его не стало.

Екатерина Степановна Агапова пришла в типографию ученицей наборщицы в 1939 году. Быстро училась, хотя работа была сложная, требующая большого внимания и грамотности, ловкости рук. Набирая текст по буквам, нужно было знать расположение шрифта в кассе, пробельного материала. Когда началась война, ей было всего двадцать с небольшим лет. Приходилось нелегко: часто недоедали, зимой не хватало топлива, работники редакции и типографии помогали колхозам в сельхозработах, заготовке кормов и дров. Екатерина Степановна проработала в типографии до пенсии, была наставником молодых наборщиц. У нее учились наборному делу Л. Фадеева, В. Замелина, Н. Стрижова.

В войну «Лукояновский колхозник» выходил раз в неделю — по четвергам. В типографии тогда трудились печатник Николай Иванович Радаев, бухгалтер Екатерина Ивановна Астафьева, ученица наборщика Нина Сергеевна Стрижова. В 1946 году газета стала выходить все чаще, постепенно переходя на ежедневный выход. Увеличилась нагрузка и на работников типографии. Заведующему И. И. Стрижову приходилось прилагать немало усилий для работы без срывов. В мае 1956-го типография получила новую печатную машину. Пришли молодые рабочие. Наборщица Лидия Алексеевна Фадеева (Борисова) быстро освоила специальность. Вечно юная, подвижная, беспокойная — такой все запомнили ее. Она могла быстро, без ошибок набрать любой текст. Эта добрейшая женщина всю свою жизнь проработала в типографии газеты. Чуть раньше пришла Нина Павловна Сладкова (Миронова). Она была противоположностью Лидии Алексеевны. Спокойная, делала все, казалось, неторопливо, но очень слаженно.

Долгие годы печатником проработал Алексей Иванович Радаев. Начинал он в 48-ом учеником. Служба в армии прервала его работу в типографии. Вернулся в 1956 году и с этого времени уже не уходил из печатного цеха. Впоследствии он стал учителем для Константина Алексеевича Чикина, который его и заменил.

В то же время пришли работать Ольга Николаевна Мирзонова (Коробкова) и Валентина Михайловна Замелина (Шульгинова). Они работали до 2000 года. Ольга Николаевна попала в типографию не случайно, можно сказать, выросла в ней. Ее мама, Александра Петровна Коробкова, работала здесь сторожем и техничкой с сорок первого года и до ухода на заслуженный отдых. Ей пришлось пережить вместе с коллективом все тяготы военной поры и послевоенной разрухи. Вот как вспоминает об этом О. Н. МИРЗОНОВА:

— Еще до войны мы жили притипографии в небольшой комнате. Редактор Полуэктов, приняв маму на работу, выделил ее — так мы и остались жить и трудиться при газете и типографии. Можно сказать, с рождения я видела оба производства. Когда подросла, помогала маме, а после окончания школы в 1958 году пришла в типографию ученицей ручного набора. На следующий год по комсомольской путевке я уехала на стройку алюминиевого завода в Ачинск. Работа мне нравилась, но пришлось вернуться домой: отцу сделали операцию, нужна была моя помощь. Куда пойти работать, сомнений не было — в типографию. В то время (1961 год) газету печатали уже на линотипе, управлялась с ним Зинаида Александровна Кузнецова. Она была опытным наборщиком, перешла к нам из Разинской типографии, где набирала «Ленинскую искру». Я училась у нее. Потом на месяц направили меня в г. Горький учиться на наборщицу машинного набора. Работали на линотипе мы с Зиной посменно. Вскоре привезли еще одну машину. Когда я пришла в типографию, редактором газеты был Михаил Николаевич Ушенкин. Корреспондентами работали Николай Петрович Деулин, Дарья Андреевна Баранова, Василий Герасимович Морозов, Серафима Ивановна Васильева, корректором — В. И. Лимина. В типографии трудились печатники Сисенков, Радаев, потом пришел Чикин. На ручном наборе стояли Екатерина Степановна Агапова, Нина Сладкова, Лена Стрижова, Лида Фадеева. В 62-м году пришли Шура Чернышова, Антонина Шнырова. Коллектив у нас с редакцией был один, жили дружно, все вместе делали: и на сельхозработы, и на заготовку веток, и на субботники. И праздники отмечали совместно — все по-простому было. Традиции не менялись с приходом новых сотрудников. Вспоминаю годы работы с благодарностью.

Валентина Михайловна ЗАМЕЛИНА родилась за год до начала войны. Пятидесятые годы, когда страна вставала на ноги, помнит очень хорошо. Это время ее юности, выбора жизненного пути. В Лукояновскую типографию она пришла в 1958 году ученицей по ручному набору — таков стал и выбор профессии, о котором она не пожалела.

— Работа интересная, как это — из отдельных букв складываешь слова, предложения, — вспоминает Валентина Михайловна. — Сам процесс набора текста, можно сказать, ювелирная работа. Освоилась я быстро. Кроме газеты набирали и бланки. Заказов было много. Когда я пришла, типография находилась в старом здании — условия были плохие. Печатали газету в подвальном помещении, где света даже не было, работали при керосиновых лампах. Газету набирали вручную, шрифт располагался в деревянных кассах, бывало и рассыпали. Нас в наборном цехе было восемь человек, в печатном цехе — четверо. Печатные машины работали от дизель- генератора. В основном, печатали в ночное время. Редактором был Ушенкин, а директором типографии — Стрижов. Потом переехали в новое здание. Оборудование там было уже современное: линотип, машинный набор, ротация, печатная машина и многое другое.

Тридцать лет возглавляла типографию Клавдия Васильевна СИМОНОВА. Она вспоминает:

— С 5 октября 1976 по 16 февраля 2007 года я была директором Лукояновской типографии. К началу моей работы она была уже оснащена современным оборудованием, были две строкоотливные наборные машины — линотипы, обеспечивающие машинный набор текста газеты «Лукояновская правда». Обе организации — редакция газеты «Лукояновская правда» и лукояновская типография — находились в одном ведомстве «Управление издательств, полиграфии и книжной торговли Горьковского облисполкома». Но это были разные организации: редакция газеты была бюджетным учреждением, а лукояновская типография — хозрасчетным предприятием. В этом-то большая разница. Лукояновская типография с очень давних времен была создана для выпуска районной газеты. Это была ее основная функция, поэтому работа ее была стабильной. Трудовой день начинался с восьми утра, а заканчивался выпуском газеты. Это была оперативная работа. Районка выходила три раза в неделю: вторник, четверг и суббота. Естественно, ее делали в понедельник, в среду и в пятницу. В восемь часов утра она должна быть готова и лежать на столе в те годы первого секретаря райкома КПСС — Александра Николаевича Валова. Редактор газеты — Александр Николаевич Южалин — был ответственным и за содержание газеты, и своевременный ее выпуск. Оба коллектива редакции и типографии знали эту ответственность и понимали, что срывов в выпуске газеты не должно быть. В первую очередь эта ответственность лежала на наладчике оборудования В. В. Чеченкове и печатнике газеты К. А. Чикине. Все 30 лет они старались не подводить коллективы редакции и типографии.

Газета печаталась на ротационной машине, которая была исключительно в руках К. А. Чикина. Эта машина скоростная, когда все в порядке, газета была готова за два часа. Но до печати были сложные работы по подготовке стереотипов газетных полос.

Макет полос очень грамотно составлял Б. В. Безруков. У него был художественный вкус, и только благодаря его выдумке газета «Лукояновская правда» занимала призовые места. В 1982 году Лукояновская типография стала победителем соцсоревнования за печатание районной газеты и выполнение плана по бланочной продукции. Один год типография имела знамя победителя соцсоревнования в областном управлении издательств, полиграфии и книжной торговли.

Хорошее было время, отличный коллектив! В последние годы в типографии трудились Л. Борисова-Фадеева, В. Свистунова, В. Салеева, Л. Мартынова, В. Замелина, О. Мирзонова, Е. Стрижова, Н. Сладкова, М. Дымова, Н. Букина, М. Борисова, А. Глухов, И. Борисов, К. Чикин, В. Чеченков, Л. Горбашова, А. Чернышова, Т. Денисова, З. Кизенкова, Н. Наськина. Спасибо им всем, что на протяжении долгого времени мы были вместе.

Шли годы, в полиграфической промышленности появилась офсетная печать. Это очень качественная печать, к ней нужна была компьютерная верстка, и наша газета перешла в Арзамасскую типографию.

4 апреля 1996 года на первой полосе «Лукояновской правды» в дань уважения работникам типографии, многие десятилетия набиравшим и печатавшим районку, было помещено фото и небольшая заметка от редакции газеты:

Прощайте, линотип и ротация!

Они были спутниками районных газетчиков на протяжении многих десятков лет. Мы любили их, когда они работали безотказно, и ненавидели за долгие вечерние бдения над выпуском очередного номера, когда старенькая техника барахлила. Но обойтись без них мы не могли, как и без людей, которые работали на них и вокруг них.

Читатели наши уже заметили, что последние номера «Лукояновской правды» выходят в новом обличии. Мы меняем шрифты и заголовки, лучше стало качество снимков. Не знаем, как это нравится читателям, а для коллектива газетчиков это событие стало настоящим праздником. Мы осваиваем новую для нас компьютерную технологию производства газеты. Присматриваемся вместе с вами — как это выглядит. Получается, как видите, чище, наряднее, аккуратнее и в 2-3 раза дешевле, что позволило нам не повышать цену на подписку на второе полугодие. И нам по душе, и читатель доволен.

Так уж устроена жизнь, что переход к новому сопровождается прощанием со старым. А прощание всегда и грустно, и болезненно. Тем более, что испытанными, надежными, проверенными помощниками и соратниками газетчиков были рабочие Лукояновской типографии. Нам грустно расставаться с вахтами у талеров, с пачкающими руки оттисками полос, с запахами типографской краски, горячего металла. Но приходится.

Прощай, товарищ «горячий цех»! Здравствуй, господин компьютер!

На снимке: работники типографии И. Борисов, А. Глухов, В. Токарева, В. Свистунова.

Анна КАЛЕНКОВА
Подготовила Татьяна КУДРЯВЦЕВА


© 2019 Лукояновская правда
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru