Боевой путь офицера Кедяркина

Рассказы, очерки, воспоминания

Спустя почти 80 лет после окончания Великой Отечественной вой­ны люди продолжают бережно хранить воспоминания о мужестве поколения Победителей. К­ак-то при встрече с Н. И. Кедяркиным зашел разговор о его дальнем родственнике фронтовике Николае Кузьмиче Кедяркине. Сразу стало понятно, что речь о человеке с нелегкой, но интересной судьбой.

Николай Кузьмич родился 22 мая 1916 года в Иванцеве в бедной крестьянской семье. Отец Кузьма Емельянович участвовал в Первой мировой вой­не и о беременности жены узнал из письма уже на фронте, а известие о рождении наследника получил в госпитале. В сражении 3 июня 1916 года полегло много его однополчан, самого же Кузьму с тяжелым ранением вынесли с поля боя санитары. Затем было долгое лечение в лазаретах, в том числе в Лукоянове, где он впервые увидел своего малыша, подержал на руках, насладился отцовскими чувствами. После выздоровления ему вновь предстояло оставить мирную жизнь. Возвращение домой состоялось лишь в конце 1917-го. Вряд ли думал тогда Кузьма Емельянович, что и его сыну уготована судьба пройти военными дорогами.

После Гражданской вой­ны крестьяне в Иванцеве титаническими усилиями восстанавливали хозяйства. Коля подрос, стал помогать отцу, окончил местную школу. В начале 30-х годов семья вступила в колхоз.

В стремлении к лучшей жизни повзрослевший Николай Кедяркин решил завербоваться на стройку. Выбрал Дзержинск, который в годы первых пятилеток стремительно превращался в промышленный город. Едва успел устроиться на работу в одну из организаций, как в октябре 1937-го его призвали в ряды Красной Армии.

Служба проходила спокойно. За достигнутые успехи наш земляк получил звание сержанта, стал командиром отделения. А 1 сентября 1939 года началась Вторая мировая вой­на. Сержант Кедяркин служил в 124-м стрелковом полку 41-й стрелковой дивизии, который с 17 по 28 сентября вступил на территории Западной Украины и Западной Белоруссии, вошедшие в состав СССР. Предположительно, Николай Кузьмич мог участвовать в этой операции.

В 1940 году он демобилизовался, побывал дома, встретился с друзьями и родственниками. В начале 1941-го вернулся в Дзержинск, на прежнюю работу. Казалось, наступила мирная жизнь. У Николая завязалась дружба с девушкой по имени Василиса. Но 22 июня все перевернулось — снова вой­на! Уже 26 июня он был в военкомате.

По решению призывной комиссии Кедяркина направили в Горьковское зенитно-­артиллерийское училище. Вместо положенных двух-трех лет обучение шло по ускоренному плану. Согласно документам с сайта «Память народа», после выпуска Николая в звании лейтенанта зачислили в штат 49-й отдельной стрелковой бригады. Она была сформирована в Глазове (Удмуртия) в ноябре 1941 года как «отдельная курсантская бригада».

На фронт лейтенант Кедяркин прибыл ближе к осени 1942 года. Более точных сведений найти не удалось, но известно, что в сентябре он находился в части. Об этом читаем на обороте снимка, который Николай отправил своей подруге Василисе: «Дорогая Ася! Я фотографировался еще лейтенантом. А теперь уже старший лейтенант. Действующая армия. Ваш Николай. 25.09.1942».

За ­каких-то полгода наш земляк прошел путь от лейтенанта до капитана. Впрочем, удивляться этому не стоит. На вой­не кадровый офицер на вес золота. Командиры рот и батальонов всегда находились на острие атак, гибли или выбывали по ранению довольно часто. В результате молодые лейтенанты получали в подчинение не только роты, но и батальоны. А значит, повышались в звании.

Николай Кузьмич был награжден орденом Красной Звезды «за образцовое выполнение боевых задач командования…» в марте 1943 года. Шла Ржевско-­Вяземская наступательная операция 5-й Армии, которой подчинялась и 49-я отдельная стрелковая бригада. В ходе одной из кровопролитных военных операций Западного фронта рота капитана Кедяркина выполняла особые задания по вскрытию огневых позиций немцев.

После расформирования 49-й отдельной стрелковой бригады его перевели на службу в 435-й стрелковый полк 208-й стрелковой дивизии. Та вошла в состав Второго Прибалтийского фронта и развернула свои полки для освобождения Прибалтики.

В сентябре 1944-го командира отдельного стрелкового батальона капитана Кедяркина наградили орденом Александра Невского, который вручался только командному составу Советской Армии. Как сказано в приказе по 22-й Армии от 26 сентября, «за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом героизм и мужество». За сухими строками документа скрываются каждодневные бои с противником. В отчетах начальника штаба 208-й стрелковой дивизии читаем, что «только за июль-август 1944 г. дивизия освободила 848 населенных пунктов, преодолела пять водных преград, продвинулась на Запад на 250 км. В сентябре 1944 г. дивизия освободила 44 населенных пункта, продвинулась на 28 км». И батальон Н. К. Кедяркина находился на передовых позициях. Орден Александра Невского на груди комбата свидетельствовал, что он умело руководил вверенным подразделением, опытом и смекалкой добивался боевых успехов. Среди лукояновцев всего три человека за годы вой­ны были отмечены этим орденом.

В конце 1944 года капитан Кедяркин перевелся в 1024-й стрелковый полк на Первый Украинский фронт. А в начале 1945-го началась Висло-­Одерская наступательная операция. Вой­на приближалась к границам Германии.

За бои по освобождению Польши Николай Кузьмич удостоился ордена Богдана Хмельницкого. Из наградного листа: «В наступательных боях 17-29 марта 1945 г. по уничтожению немецко-­фашистских захватчиков на западном берегу р. Одер в направлении г. Нойштадт исключительные образцы умелого руководства, личной отваги и мужества проявил командир 2-го стрелкового батальона капитан Н. К. Кедяркин. 18 марта, совершив смелый маневр, перерезал пути отхода вражеской колонны, стремительным натиском разгромил вой­ска противника. Было уничтожено свыше 250 гитлеровцев, 57 взяты в плен. Трофеи: один паровоз, 150 вагонов, 29 автомашин, 95 повозок и множество другого имущества. 19 марта, развивая успешное наступление, батальон Кедяркина стремительно ворвался в г. Нойштадт, разгромил немецкий гарнизон. Когда фашисты предприняли наступление, батальон остановил контратаку немцев и полностью овладел городом».

Вой­ну Николай Кузьмич закончил майором. К тому времени на груди офицера блистали три ордена: Красной Звезды, Александра Невского и Богдана Хмельницкого III степени. Позже он был награжден медалью «За победу над фашистской Германией» и орденом Отечественной вой­ны II степени.

С 1946 года проживал и работал в Дзержинске.

Подготовил Владимир КОМИССАРОВ
по материалам сайта «Память народа», открытых интернет-­ресурсов