«Твоя Катя»

Культура

70 старшеклассников из образовательных учреждений Лукояновского округа побывали на спектакле Нижегородского государственного академического театра драмы им. М.Горького благодаря Всероссийской программе «Пушкинская карта».

29 сентября на сцене МКЦ «Железнодорожник» была поставлена пьеса «Твоя Катя». Она основана на переписке Максима Горького с женой Екатериной Пешковой. После спектакля администратор театра Ольга Доманова рассказала:

— Это наш второй спектакль по программе «Пушкинская карта», накануне мы были в Красных Баках. Пьеса уникальна по своей режиссуре: в ней принимают участие всего двое артистов. Однако она очень нравится юным зрителям.

«Твоя Катя» посвящается 150-летию со дня рождения Алексея Максимовича. Целых два тома переписки Екатерина Павловна Пешкова (Волжина) долго скрывала, но все же сберегла, а правнучка Горького Екатерина Пешкова передала театру. Нижегородский драматург Нина Прибутковская создала пьесу в эпистолярном жанре. Сценарий написала режиссер-постановщик Ирина Зубжицкая, которая в соавторстве с исполнителями главных ролей заслуженной артисткой России Ольгой Береговой (Катя) и Олегом Шапковым (Алексей Пешков, Максим Горький) всего за 11 дней репетиций сделала «спектакль-дневник». От некоторых его строк становится больно, и к финалу поступок героини прекрасно понимаешь. «Горькие письма» — так можно обозначить фабулу постановки.

— Благодаря программе «Пушкинская карта» спектакль смогут посетить старшеклассники и студенты, которые иначе его бы и вовсе не увидели. Приятно, что многие из сегодняшних зрителей высказали желание приехать в Нижний Новгород, чтобы посмотреть другие спектакли. Есть и такие, кто спрашивал, где можно найти пьесу, чтобы прочитать. Это дает надежду, что юноши и девушки вернутся из гаджетов в культурную среду, а книги будут востребованы, — отметила Ольга Доманова.

Удивительный вид искусства — театр. В век интернета мы привыкли к быстрому получению информации, а сопереживать, анализировать, слушать диалоги — отвыкли… Тут же артисты более двух часов находятся на пятачке сцены под пристальным вниманием зрителя. Конечно, в большом зале родного театра они играют чуть иначе, чем требуется в условиях малой формы. Многие письма в начале действия прочитываются на большой скорости скороговоркой, передавая юношеский избыток чувств. В то же время, будто боясь утомить зрителя длиннотами, убыстряется темп, ведь хронометраж и объем текста достаточно велики.

Чтобы спектакль не превратился в статичную читку по ролям, герои постоянно взаимодействуют. Из ящиков столов появляются символичные предметы. Закрепленные на веревках прищепками, переносятся между ними письма, фантик, носочки и даже кусок колбасы, иллюстрируя рассказ. Сами столы находятся в постоянном движении по площадке. Перестановки, изменения пространства вносят разнообразие в мизансцены — ведь супруги писали друг другу из самых разных мест, даже из камеры заключения. В итоге два часа пролетели для зрителей незаметно.

— Как будто побывали в другом времени! Кажется, я стал немножко другим… Нужно обязательно сходить в театр, это круто, — наперебой делились лукояновцы своими впечатлениями.

На снимке: на сцене МКЦ «Железнодорожник» постановка спектакля Нижегородского театра драмы

Лариса СТЕШИНА
Фото автора