В людей нужно верить

Люди

В начале октября отмечался Всемирный день социального педагога. В преддверии профессионального праздника мы побеседовали с Галиной Родновой, социальным педагогом Разинской средней школы.

— Я сама разинская, училась здесь же, — начала она свой рассказ. — Меня всегда привлекала профессия педагога, а еще очень хотелось быть похожей на первую учительницу — Тамару Семеновну Князеву.

Отучившись в Лукояновском педагогическом училище, Галина вернулась в родную школу. С 1994 года преподавала в начальных классах, затем стала учителем технологии. В 2014-м также взяла на себя обязанности социального педагога, и теперь эта работа стала для нее основной. На вопрос, в чем же суть профессии, отвечает просто: «Помогать детям».

— Мы занимаемся с ребятами, которым необходима поддержка: психологическая, юридическая. В системе образования они получают все необходимые навыки, но некоторым нужна помощь, чтобы реализовать их, и моя задача — создать для этого благоприятные условия, адаптировать детей и подростков к жизни в обществе, — объясняет Галина Александровна.

За короткой фразой «помощь детям» скрывается очень многое: добротепрофилактика и корректирование поведенческих проблем, психологическая стабилизация, профориентационные мероприятия, защита прав и свобод детей. Конфликты ребенка с окружающим миром разнообразны. Они могут возникать внутри класса, как, например, борьба за лидерство, или выходить на иной уровень, когда начинаются проблемы с посещаемостью школы. Социальный педагог ищет причины асоциального поведения и пытается помочь. Особое внимание уделяется работе с неблагополучными семьями и с теми, кто находится в группе риска.

— Проблемы бывают разные, неблагополучные семьи не обязательно явно маргинализированы, они не всегда заметны, — делится социальный педагог. — Есть «невидимки», где дети хорошо учатся, уроки не пропускают, но при этом внутри семьи атмосфера нездоровая, процветает халатность или жестокое обращение. А иногда родители просто не могут справиться с воспитанием. Вот был, например, случай: мама не оплатила сыну-подростку интернет вовремя, и он отказался ходить в школу. Пришлось убеждать его прекратить «забастовку».

Что бы ни случилось, от социального педагога требуется деликатность, умение найти подход к человеку. Всегда нужно помнить, что перед тобой — личности, и если обидишь или оттолкнешь их, то можно навсегда потерять контакт с ребенком и родителями.

— Галина Александровна, вы часто сталкиваетесь с проблемным поведением, видите неприглядную сторону человеческой натуры. Не влияет ли это на ваше отношение к людям?

— Конечно, нередко приходится разочаровываться. Возникают проблемы с доверием, иногда ловлю себя на том, что жду подвоха, но стараюсь с этим справляться. В людей нужно верить! Иначе они сами не поверят в себя и не найдут сил, чтобы изменить ситуацию.

Хочется верить, что наши дети смогут справиться со всеми трудностями, что неблагоприятные условия жизни и ошибки родителей не повлияют на их будущее. Это огромная работа, которую социальный педагог выполняет совместно с другими специалистами. Прежде всего Галине Родновой помогают коллеги — классные руководители, психолог Анна Веряскина, заместитель директора по воспитательной работе Мария Борисова. Если педагоги не могут решить проблему, подключаются представители органов правопорядка и социальной защиты населения. Сейчас, кстати, на внутришкольном учете находится всего один ребенок. Это результат усилий Галины Родновой и грамотно организованной социальной работы в Разинской средней школе.

НА СНИМКЕ: социальный педагог Галина Роднова с дочерью Аленой на вручении аттестатов об окончании школы

Алла ГОРШКОВА
Фото предоставлено Г. Родновой