Заглянем в закрома

Культура

В Лукояновском краеведческом музее есть старинные сундуки, которые служили для хранения вещей. Здесь мы заглянули внутрь сундука и узнали, какие же секреты он хранит.

— Сундук — это ящик с крышкой на петлях и с замком, обычно окованный, для хранения вещей, — рассказывает директор музея Екатерина Мартьянова. — Они всегда были покупными, поскольку изготовление носило кустарный характер и требовало мастеров различных специальностей: плотников, слесарей, маляров, живописцев. Производились сундуки самых разных размеров. Их делали из плотных пород дерева, сверху обивали металлическими полосами для укрепления. Обычно этот предмет изготавливался с такой тщательностью и мастерством, что в нем не было щелей, а потому сундук надежно защищал лежащие в нем вещи от влаги, мышей, насекомых и другой напасти. Почти в каждом был тяжелый засов и замок, который препятствовал кражам и грабежам с целью завладения хранящимися в нем ценностями. На Руси количеством сундуков измерялось богатство семьи. Однако прошло не так уж много времени с тех пор, как сундук вышел из повседневного обихода. Еще в 60-70 годах XX века его можно было найти в любой русской избе. В нашем музее четыре сундука, все они были переданы в дар жителями города и района. Самый большой принадлежал Галине Владимировне Паскевич.

Ладно, с сундуком все понятно, но что за деревянная кадка стоит в другом зале? На этот вопрос знает ответ краевед Николай Аношкин:

— Это эрзянский парь — сундук-кадка, выдолблен из ствола дерева и имеет форму цилиндра. Делали их из липы с хорошо подогнанным днищем и плотной крышкой и хранили в нем исключительно тканые изделия. Липу не ела мышь. Но стоило поменять назначение паря и положить туда, например, пищевые продукты, весь верхний край обгрызали серые вредители. В средней части паря с одной стороны прикрепляли кованое кольцо из железа, а с другой — железную накладку, которые служили для закрепления крышки. Пари были различных размеров и покрывались богатой резьбой. В этих сундуках хранили холст, полотенца, самую ценную одежду и украшения.

По одной версии, парь готовил свекор в подарок невестке, по другой — отец для своей дочери. Иногда его заказывали мастерам. Заказчик рассчитывался зерном или работал в хозяйстве мастера столько дней, сколько тот делал парь. Обряд укладки сундука являлся важным моментом свадьбы. Он был не только знакомством с материальным благосостоянием невесты, но и должен был «обеспечить» ей счастливую семейную жизнь. В некоторых местах для невесты даже клали чашку и ложку, затем начинали укладывать рубашки, при этом перечисляли назначение каждой из них: «на жнитво», «на праздник», «коноплю дергать» и другие.

Так что же складывали девушке в приданное? Во-первых, панар — рубашка, сшитая из белого полотна и украшенная ручной вышивкой. Эта часть костюма была у эрзи и мокши. Панар очень походит на тунику без воротника, с грудным вырезом треугольной формы и богатой вышивкой шерстяными нитками. Эту рубаху мокшанские женщины подпоясывали специальным поясом, который украшали пушистыми кистями. У мокши рубаха обычно была короче, чем у эрзи, поэтому они поддевали штаны — понкст. Старинное нагрудное украшение на костюме мокшанки было обшито белыми раковинами, медными пуговицами, внизу — подвески из медных цепочек с жетонами. Эрзянки на груди носили ожерелье из крупного черного и прозрачного стекляруса, медных цепочек и бляшек. Именно такое украшение передала в музей жительница села Старое Иванцево Матрена Федоровна Катраева.

Характерным набедренным украшением девушек и замужних женщин-эрзянок являлся пулагай, пулакш, пулай (слово «пуло» означает хвост). В некоторых районах его называли «пулокаркс», т.е. пояс с хвостом, или «цекокаркс» — пояс с кистями. Пулокаркс носили сзади поверх белой рубахи, а узел завязывали спереди, но он не был виден из-под напуска и, кроме того, закрывался передником. Был обязательным предметом эрзянского женского костюма, его надевали в первый раз в 13-14 лет и носили до глубокой старости.

В качестве праздничной обуви были типичны, особенно для мокшанок, кожаные сапоги со сборами. Их шили из коровьей или телячьей сыромятной кожи. Сапоги, хранящиеся в музее, имеют 16 сбор! А чтобы голенища не спадали, их подвязывали специальным украшением — подвязкой «кяме петькс». Еще в пятидесятых годах двадцатого века специалисты по шитью сапог имелись в мокшанских селах почти повсеместно.

Вот такие интересные вещи хранятся в нашем музее, вызывая живой интерес посетителей. Ведь в каждом сундуке — загадка, надежно спрятанная под тяжелой крышкой с замком.

Лариса СТЕШИНА
Фото автора