Лукояновские железнодорожники в годы Великой Отечественной войны

Страницы истории

Железнодорожный вокзал с прилегающей территорией — особое место для лукояновцев. Его богатая 115-летняя история включает в себя множество значимых событий, произошедших здесь в разные годы, в том числе во время Великой Отечественной войны. Именно сюда, в партком подменного пункта депо станции Лукоянов, в полдень 22 июня 1941 года пришла весть о начале войны. Со станции Красный Узел, расположенной в поселке Ромоданово, секретарю парткома депо Михаилу Гурьяновичу Сорвенкову позвонил сотрудник НКВД Комков. Он сообщил: «Германия напала на нас, сейчас идет война». А в 15 часов народ услышал по радио официальное информационное сообщение.

К шести вечера в клубе стали собираться железнодорожники и жители поселка. Пришло не менее 500 человек. Состоялся митинг, на котором выступили главный кондуктор Головин, машинисты Юдин и Бодалов. Они объявили, что считают себя мобилизованными, и здесь же написали заявление о добровольном уходе на фронт.

Ранним утром второго дня войны партком узла вновь был полон народу. Приходили не только работники-железнодорожники, но и их жены с детьми. Все выражали готовность помогать фронту. Люди испытывали небывалый подъем патриотизма.

На третий день военкомат сообщил, что для массовой отправки мобилизованных необходимо оборудовать не менее 40 вагонов. Но мобилизация на железной дороге уже прошла, и на узле оставался лишь каждый второй работник. Тогда на помощь пришли женщины-домохозяйки. При их участии все 40 вагонов были подготовлены в кратчайшие сроки.

К тому времени паровозные бригады из Лукоянова уже двигались в сторону фронта. Их возглавляли опытные машинисты Бусенков, Иванов, Лапшин и многие другие. Они везли в прифронтовые зоны грузы, санитарные вагоны, солдат, технику.

Со всех служб депо и станции Лукоянов на фронт ушло около 400 человек. Многие не вернулись. На полях сражений остались бригадир пути Афиногенов, путевой обходчик Власов, техник Брагов, работники ПТО Разин, Калачев, Назаров и другие.

Война коснулась своим холодным крылом многих выпускников железнодорожной школы. Прямо со школьной скамьи на фронт отправились 89 молодых людей. В боях сложили свои головы Мирзонов, Кузнецов, Миронов, Горячев, Сорокин, Бурмистров, Морозов, Малышев, Бодалов, Калашников, Каляскин и другие.

В первые месяцы войны, особенно в июле, августе и сентябре, через нашу станцию следовало множество поездов, которые везли грузы в восточном направлении: станки и оборудование эвакуированных заводов, рабочих и специалистов этих предприятий. Из Орловской, Курской и других областей поступало зерно, которое железнодорожники вывозили прямо из-под носа врага. Заготконтора была забита зерном, помещение станции и депо — тоже.

Сколько слез расставания видел за годы войны наш железнодорожный вокзал… Сколько раненых и убитых принял он на свои платформы.

Победу ковали не только те, кто воевал, но и те, кто самоотверженно работал в тылу. За трудовой подвиг в годы Великой Отечественной войны 65 железнодорожников удостоились высшей награды страны — ордена Ленина, 80 человек получили ордена Трудового Красного Знамени. Машинистам-лукояновцам Алямовскому, Буданову, Евстигнееву, Турееву, Корсакову, Щеткину, Гунаеву, Бодалову, Потапову, Чугунову была вручена медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Великие труженики железной дороги Ванясин, Ухоботин, Петров, Зилотин, Старшов, Власов, Миронов и многие другие по несколько дней не сходили с паровозов, работали за себя и своих товарищей, воевавших на фронте. Дежурные по станции Зюзяев, Макарычев, Александров, Гребнев умело организовывали народ на формирование тяжеловесных поездов и своевременную их отправку. Они не раз завоевывали переходящее знамя отделения железной дороги. Почетные железнодорожники и отличники-телеграфисты Маслова, Сергеева, Сорокина, Чучева обеспечивали бесперебойную связь.

Почетные железнодорожники — участники Великой Отечественной войны: сидят М. Г. Сорвенков, М. И. Шведов, В. В. Маслова, А. И. Алямовский, Е. И. Селешков; стоят И. А. Шульгинов, Б. П. Васильев, И. И. Гусев, Н. П. Ослов, В. И. Ивлиев, И. Е. Панин, А. С. Новошинов. 1970 год

В военное время в депо трудились десятки несовершеннолетних детей: Мартьянова, Зиновьева, Петрова, Чапарина, Червякова, Тарасова, Кузина, Сергеева, Мазова, Старова и многие другие. Полуголодные, без сна и отдыха, они ежедневно ремонтировали по пять паровозов, прибывавших из прифронтовых колонн.

И без того трудная и напряженная работа на железной дороге во время войны усложнялась тем, что действовало постановление наркома путей сообщения о работе без света и сигнальных свистков, чтобы ничем не выдать врагу месторасположение узловых станций. Вечерами все погружалось в кромешную тьму. Станционные фонари не горели, сигналы паровозов заковывали в жалюзи, окна локомотивов, домов и учреждений заклеивали и закрашивали. Так, без света, без предупредительных свистков, на сырых дровах железнодорожный транспорт работал всю войну. Показательно, что за эти годы ни в одном подразделении станции Лукоянов не было зарегистрировано ни одного крушения или серьезного брака.

В 1943 году на железных дорогах создавались колонны перевозки грузов в прифронтовые районы, в первую очередь — под Сталинград. В Лукоянове была сформирована 65-я паровозная передвижная колонна из 20 составов, собравшая 45 машинистов и помощников, кочегаров, кондукторов, поездных и вагонных мастеров, проводников. Кстати, для них война закончилась только в 1948 году, когда они, сдав «боевые машины» в депо станции Курск, смогли вернуться на родину. Замполитом колонны был избран Михаил Гурьянович Сорвенков, получивший впоследствии 16 правительственных наград, среди которых орден Ленина и звание «Почетный железнодорожник». Именно им собрана и написана история Лукояновского локомотивного депо.

С первого до последнего дня войны семьи железнодорожников собирали посылки для фронтовиков, очищали пути, мыли вагоны, принимали с поездов и сопровождали в госпитали раненых бойцов. Ветераны вспоминали, что лукояновцы-железнодорожники отправили на фронт вещей на целый батальон: мыло, папиросы, табак, крупы, вязаные теплые вещи, пальто и полушубки. Сами жили впроголодь, но собирали подарки бойцам и жителям блокадного Ленинграда.

На вокзале в 41-м

Запел боец про дальнюю дорогу
Да про свои, про юные года.
О том, как он простился у порога
На много дней, а может, навсегда.

Гармонь его то пела, то рыдала,
И каждый слушал, силясь разгадать:
Что ждет его? Еще какие дали
Ему придется в жизни увидать?

Быть может, он живым и невредимым,
Пройдя войну, вернется в отчий дом.
А может быть, вдали от мест родимых
Его схоронят где-то под холмом.

Под стон басов заохали старушки.
Тут подмигнул девчатам гармонист —
Взметнулись ввысь отбойные частушки,
Им ловко вторил залихватский свист.

Александр КУМАНЕВ,
станция Лукоянов, октябрь 1941 года

Сегодня почти не осталось участников тех грозных военных событий. Но их дети, внуки и правнуки свято чтят память о своих героях. Потомки помнят Дмитрия Васильевича Бусенкова — родоначальника большой железнодорожной династии, первого Почетного железнодорожника с 50-летним стажем, кавалера ордена Ленина, участника Великой Отечественной войны. Его сына Николая Бусенкова — машиниста, фронтовика, награжденного орденом Трудового Красного Знамени, и многих других.

Третий год подряд работники многофункционального культурного центра «Железнодорожник» организуют на привокзальной площади митинги накануне Дня Победы и в День памяти и скорби, 22 июня. С каждым разом участниками этих мероприятий становятся все больше жителей Станционного поселка, сел Ульянова и Кудеярова. Люди приходят с портретами своих родственников-фронтовиков, оставляют о них записи в Книге памяти. Благодаря этому поколение Победителей навсегда с нами, в строю Бессмертного полка рядом со своими потомками.

На верхнем снимке: ремонтная группа колонны паровозов особого резерва МПС № 30 и командный состав 65-й колонны. В первом ряду справа — М. Г. Сорвенков. 1946 год, Краков, Польша.

Фаина КЕДЯРКИНА
Фото из архива музея «Железнодорожник»