Кто за что в ответе

Благоустройство

Разъяснения от министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области по запросу редакции о вывозе мусора

Несколько недель назад на страницах «Лукояновской правды» была затронута тема беспорядка около мусорных баков на улицах нашего города. Проблема очевидна — контейнерные площадки и прилегающая к ним территория периодически бывают завалены пакетами с бытовыми отходами, старой мебелью, строительным мусором, ветками деревьев и кустарников и даже скошенной с приусадебных участков травой. И если содержимое контейнеров вывозится регулярно, то залежи хлама вокруг них подолгу остаются нетронутыми. Естественно, это совсем не радует местных жителей.

В номере «ЛП» от 10 июля о ситуации с мусором высказался глава администрации г. Лукоянова Николай Марушкин. Позволим себе еще раз его процитировать: «Вопрос действительно очень важный. Я сам езжу по городу и наблюдаю эту картину. Хочу сказать следующее: в каждой квитанции от регионального оператора есть графа, в которой указана сумма за вывоз крупногабаритного мусора. Мы неоднократно обращались к руководству этой организации, но точки соприкосновения с ними так и не нашли. В прошлом году администрация города регулярно вывозила этот мусор и ветки за свой счет и в итоге почти ничего не сделала для благоустройства города, за исключением того, что нужно было выполнить срочно. В этом году мы этим заниматься не будем. Сейчас для воздействия на регионального оператора мы пишем письма и ходатайства в министерство экологии и надзорные органы. У нас целые папки писем и ответов, но сдвиги пока лишь на уровне переговоров».

Чтобы наиболее объективно представить положение дел нашим читателям, редакция газеты «Лукояновская правда» направила запрос в министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области с просьбой прокомментировать сложившуюся ситуацию с позиции третьей стороны и разграничить зоны ответственности регионального оператора и городской власти. Предлагаем вашему вниманию полученный ответ:

«В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее — ТКО) в том числе относятся:

— создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;

— определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

В соответствии с п. 3 постановления правительства РФ от 31 августа 2018 г. № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления ТКО путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО.

Согласно пункту 2.4 СанПиН 2.1.7.3550-19 накопление КГО должно осуществляться в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами в бункеры, расположенные на контейнерных площадках или на специальных площадках складирования КГО, имеющих водонепроницаемое покрытие и ограждение с трех сторон высотой не менее одного метра. Крупногабаритные отходы, размещенные вне определенных законодательством мест их накопления в объеме более одного кубического метра могут быть расценены как место несанкционированного размещения отходов.

Вместе с тем нужно отметить, что в соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, а также, как это было указано выше, в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с ТКО в том числе относится содержание мест (площадок) накопления ТКО. Таким образом, важно, чтобы администрацией были предусмотрены средства на содержание контейнерных площадок, для обеспечения чистоты вокруг них. Как правило, за содержанием контейнерных площадок следят дворники. Кроме того, они являются действенным механизмом контроля за своевременным вывозом отходов, могут зафиксировать факт невывоза ТКО.

В соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22 мая 2017 года № 242, к ТКО в том числе отнесены следующие виды отходов:

1) «Отходы от уборки территории городских и сельских поселений, относящиеся к твердым коммунальным отходам» (код по ФККО 7 31 200 00 00 0):

— мусор и смет уличный;

— мусор и смет от уборки парков, скверов, зон массового отдыха, набережных, пляжей и других объектов благоустройства;

— отходы от уборки прибордюрной зоны автомобильных дорог.

2) «Растительные отходы при уходе за газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками, относящиеся к твердым коммунальным отходам» (код по ФККО 7 31 300 00 00 0):

— растительные отходы при уходе за газонами, цветниками;

— растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» обращение с твердыми коммунальными отходами осуществляет исключительно региональный оператор по обращению с ТКО, определенный в установленном порядке на территории определенной зоны деятельности.

Также необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 3 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 г. № 269, в целях определения нормативов накопления ТКО в составе отходов учитываются также отходы, образующиеся при уборке придомовой территории.

Таким образом, в случае осуществления уборки придомовой территории вышеуказанные виды отходов, отнесенные к ТКО, должны складироваться на соответствующей контейнерной площадке и вывозиться региональным оператором в рамках установленного ему единого тарифа на услугу по обращению с ТКО. В случае образования вышеуказанных видов отходов на территориях общего пользования (парки, скверы, улицы, улично-дорожная сеть и т. п.) обслуживающие данную территорию организации обязаны заключить отдельный договор с региональным оператором по обращению с ТКО, на территории деятельности которого образуются данные виды отходов».

Подытожим: обращение с твердыми коммунальными отходами осуществляет исключительно региональный оператор, а вот содержание мест (площадок) накопления ТКО относится к полномочиям органов местного самоуправления. И только ответственное исполнение обязательств обеими сторонами поможет решить проблему с мусором.