В марте исполнилось 115 лет со дня рождения заслуженного учителя РСФСР, увлеченного биолога и цветовода Александры Назаровны Назаровой. Она была среди тех, кто стоял у истоков создания Лукояновского педагогического училища и принес ему славу одного из лучших учебных заведений страны.
Предложение из Лукоянова
Александра родилась в 1903 году в селе Оброчное Лукояновского уезда (сегодня это территория Республики Мордовия. — Авт.). Ее детство и юность прошли в сложное военное и революционное время. После окончания школы девушка поступила в Нижегородский государственный университет, выбрав профессию преподавателя-биолога. В 1927 году молодую специалистку направили на работу в Починковский педагогический техникум.
Крутой поворот в судьбе Александры Назаровны произошел два года спустя. Василий Петрович Киушов, назначенный руководителем только что созданного Лукояновского педтехникума, предложил ей поработать в нашем городе. Она не испугалась трудностей и ответила согласием.
В конце декабря 1929 года Александра Назаровна и еще восемь преподавателей прибыли в Лукоянов. У них было всего три недели, чтобы подготовить учебные помещения и комнаты для проживания студентов. Небольшой коллектив успешно справился с задачей, и в середине января 1930-го начались занятия.
В 1932 году педтехникум возглавил молодой энергичный руководитель Ф. А. Каргаев, биолог по специальности, только что окончивший Тимирязевскую академию. От него Александра Назаровна получила всестороннюю поддержку при создании кабинета биологии и химии. Идею активно поддержали также преподаватель географии Д. А. Таскин и заместитель директора Г. Л. Андронов. В кабинет были приобретены микроскопы и специальное оборудование для проведения опытов. С этой целью Ф. А. Каргаев несколько раз ездил в Москву, встречался с работниками комиссариата просвещения.
Оазис красоты
Интересный этап в педагогической деятельности Александры Назаровны начался после окончания Великой Отечественной войны. С приходом на должность директора А. А. Куманева учебно-воспитательный процесс в училище вышел на совершенно новый качественный уровень. Частью обновленного образа учреждения стало открытие сельскохозяйственного опытнического участка, который имел двойное назначение. Во-первых, студенты могли эффективно проходить производственную практику, во-вторых, решалась проблема полноценного питания учащихся, особенно актуальная в тяжелые послевоенные годы.
Организацией учебно-опытного участка А. Н. Назарова занималась совместно со своей помощницей А. М. Кувалдиной. Труженицы быстро превратили его в полноценную опытническую площадку, что стало исполнением давней мечты Александры Назаровны.
Директор училища А. А. Куманев отзывался об увлеченном преподавателе так: «К числу нестареющих, вечно совершенствующихся людей мы с нескрываемой радостью относим нашего соратника по работе, любимого и дорогого учителя, мудрого советчика, обаятельного человека Александру Назаровну Назарову».
Опытнический участок привлекал внимание разных людей, и не всегда с благими намерениями. Однажды Назарова влетела в кабинет директора в слезах. «Вы понимаете, Александр Александрович, я пришла на участок, а самые лучшие цветы сорваны, — захлебываясь от рыданий, нервно произнесла она. — Как можно так поступать?! Надо найти виновных и наказать». Из глаз женщины вновь хлынули слезы. Куманев улыбнулся такому рвению, но тем самым навлек на себя укоризненный взгляд биолога. Когда Александра Назаровна немного успокоилась, он тихо произнес: «Давайте поступим так: напишите список сортов, а я привезу семена. Вы посадите столько цветов, чтобы больше никогда ни у кого не поднялась рука их обрывать».
Следующим летом территория вокруг училища запестрела разноцветными красками сотен видов цветов, наполнявших воздух тонким ароматом. И уже никто не пытался разрушить оазис красоты, созданный заботливыми руками Александры Назаровны. Она сама собирала прекрасные букеты для всех, кто об этом просил.
В поисках лучшего
Как отмечал А. А. Куманев, Назарова обладала поистине громадным опытом, «но не в смысле долголетия, а в смысле творческой насыщенности, в смысле непрерывного совершенствования, поиска лучшего и нахождения более совершенного». Из воспоминаний о ней Г. Н. Ливадоновой: «1931 год. Александра Назаровна всего лишь третий год преподавала в педтехникуме, но нам, ее воспитанникам, казалось, что она самая опытная, самая умная, самая мудрая и самая хорошая учительница. У многих потом было заветное желание — работать так, как работает Александра Назаровна».
Под грамотным руководством Назаровой учебно-опытный участок педучилища стал областной сельскохозяйственной лабораторией школ и учебных заведений. Там проводились многочисленные экскурсии, семинары, слеты юннатов и другие мероприятия.
Записки Александры Назаровны «Наш опыт работы на пришкольном участке» получили высокую оценку на центральных Педагогических чтениях и были отмечены премией.
Подарок Рекшинского
В 1952 году заслуженный врач РСФСР Н. Г. Рекшинский отдал свой садовый участок педучилищу. На нем были высажены коллекционные полевые, овощные и лекарственные растения. С этого времени на территории училища располагались плодово-ягодный сад, цветник, коллекционный участок и участок редких растений.
В середине 50-х годов часть продукции с опытнического участка начали продавать. Годовые доходы от реализации излишков урожая достигали 15-20 тысяч рублей. Эти деньги расходовались на материальную помощь студентам, приобретение учебного оборудования и модернизацию общежития.
Стараниями А. Н. Назаровой и А. М. Кувалдиной у педучилища появился собственный полигон для сельскохозяйственных испытаний. Знания для проведения исследований они черпали из научной и публицистической литературы, изучали опыт передовых цветоводов и овощеводов.
Особенно хорош был сад вокруг здания № 1. В нем плодоносили более 170 яблонь наиболее распространенных в нашей местности сортов, а также 20 мичуринских, свыше 400 кустов смородины, 70 кустов крыжовника, виноград, малина, айва, лимонник, земляника и многое другое.
На участке проводились опыты по получению высоких урожаев сельскохозяйственных культур. Был выведен районированный сорт кукурузы «гибрид ЛПУ». На полевом участке площадью шесть гектаров испытывались новые сорта пшенично-пырейных гибридов № 1, № 599 и № 186, полученные от академика Цицина.
Уроки оптимизма
С именем Александры Назаровны Назаровой связаны многие добрые традиции и достижения педучилища в учебно-воспитательном процессе. На ее уроках всегда господствовал дух оптимизма. Она умела доходчиво изложить материал, верила в силы и возможности своих воспитанников, а те, в свою очередь, просто не могли представить себя в роли незнающих, неуспевающих по предмету и подвести уважаемого учителя. В училище Александра Назаровна считалась строгим преподавателем, но никогда не была резкой, грубой или заносчивой. Она могла авторитетно, со знанием дела поговорить с учеником на любую тему и дать полезный совет.
Заслуженный учитель РСФСР А. Н. Назарова была активным пропагандистом передового педагогического опыта, а также всегда находилась в центре общественной жизни. Даже после выхода на пенсию она более десяти лет являлась народным заседателем Лукояновского народного суда. И в этом ответственном деле ей пригодился опыт педагога-психолога.
Последние годы
Александра Назаровна скончалась за день до своего 93-летия. В последние годы жизни она почти не выходила из дома, но ее часто навещали преподаватели, с которыми она работала, и благодарные выпускники. До самого конца ей помогала по хозяйству верная соратница А. М. Кувалдина. Эти две прекрасные женщины не смогли создать семьи, но посвятили себя благородному делу подготовки учительских кадров и воспитанию молодежи.
За свою профессиональную деятельность Александра Назаровна награждена тремя медалями и пятью Почетными грамотами министерства просвещения РСФСР.
На верхнем снимке: А. Н. Назарова со студентами, 1940 год
Владимир КОМИССАРОВ
Использованы архивные материалы музея истории Лукояновского педколледжа