Праздник со слезами на глазах

Рассказы, очерки, воспоминания

Каждый год в День Победы я участвую в акции «Бессмертный полк» с портретом своего отца Григория Семеновича Уланова. В боях Великой Отечественной он остался без ноги, но нашел в себе силы вернуться к полноценной жизни.

Мой папа родился в 1922 году в селе Волосатове Хотынецкого района Орловской области. Гриша рос любознательным, сильным, трудолюбивым мальчиком, занимался спортом. С ранних лет мечтал стать военным, поэтому после школы поступил в военное училище. Впереди курсанта ждали суровые фронтовые испытания.

Григорий Уланов воевал в составе 136-й стрелковой бригады Центрального фронта. Трудно представить, каково было этим молодым парням сдерживать натиск вероломного врага, особенно в первые месяцы войны. Впоследствии папа вспоминал, что приходилось спать на снегу, подложив еловые лапы, а морозы стояли такие трескучие, что от холода ломило ноги. Сильно голодали: сухарик со спичечный коробок и баланда, сваренная из муки, — вот и все пропитание. От усталости и истощения ходили, опираясь на винтовку. Но не сдавались! Упорно стояли за мир, за свою страну, близких и всех людей многонациональной Родины.

Папа был дважды ранен, причем во второй раз ему оторвало ногу. В Горьковском госпитале конечность ампутировали выше колена, но через несколько дней началась гангрена. Он перенес вторую операцию. Остался совершенно беспомощным…

Спустя какое-то время Григорию выдали протез, клюшку. Предстояло не только заново учиться ходить, но и свыкнуться с мыслью об инвалидности. Как в такой ситуации не упасть духом? Сил придавала мечта вернуться домой, обнять родителей. Увы, контакта с ними не было — на Орловщине шли ожесточенные бои. С мамой он встретился уже после войны, а вот отца убили. Порой так бывает — радость и горе рядом идут: мать увидела сына-калеку, но была счастлива. Главное, что живой!

Вскоре Григорий прошел курсы счетного работника в Горьком. По распределению попал в Гагинский район, получил направление в село Гуленки. Освоиться на новом месте всегда непросто, но правильно говорят: «Мир не без добрых людей». Его приютила старушка А. И. Ермилова.

Правление колхоза располагалось в соседнем селе, куда папа, несмотря на протез, ходил пешком, с клюшкой. Но на судьбу не сетовал, и она сделала щедрый подарок. Молодой человек обрел свое счастье — влюбился в труженицу тыла, потерявшую на фронте отца. В 1947 году у них родилась дочь Людмила — я.

В период укрупнения колхозов папу назначили главным бухгалтером в колхоз имени Крупской в село Моисеевку. Каждый год он участвовал в партийных конференциях в Гагине. После них приезжали поздно, ведь основным транспортом была лошадь. Бабушка будила меня: «Люсь, вставай, папа привез булочек белых». Это было счастье! А в первом классе моя одноклассница угощала нас кусочком хлеба без картошки. Ой, как вкусно! В трудное послевоенное время дети умели радоваться таким пустякам.

Как бы сложно ни было, отец не давал себе поблажек из-за инвалидности, старался создать семье достойные условия. Построили деревянный дом. Удобств, конечно, никаких, печное отопление. Воду зимой возили на санках, летом — на таратайках. Чтобы продержать корову, нужно запасти много сена, и мой папа наравне с другими мужчинами косил траву на неудобицах.

В нашем селе была только начальная школа. В среднюю ходили в Моисеевку. По утрам папа ждал ребятню на околице, и мы шагали с ним на уроки. Зимой дорогу заносило снегом. В качестве указателей ставили вешки из соломы, но люди все равно часто сбивались и плутали до рассвета. В этом нелегком пути отец всегда нас подбадривал.

Хотя боевые раны давали о себе знать, одолевали болезни, наш фронтовик был сильным и выносливым: на работу пешком, с работы — пешком, а дома любимое дело — общение с пчелами. Страсть к пчеловодству он унаследовал от своего деда Герасима, и в огороде у нас была пасека. Летом, когда начинали качать мед, папа говорил мне: «Зови детей». Ребята каждый со своим стаканом шли к нам в огород и получали порцию янтарного лакомства. Это было каким-то необыкновенным счастьем, чуть ли не волшебством.

Вечерами, почти ежедневно местные жители приходили к отцу за помощью и советом — как правильно написать, куда обратиться. А звали его сельчане с уважением, как родного человека, Гришенькой.

Много лет Григорий Семенович проработал в Моисеевке главным бухгалтером, но здоровье стало ухудшаться. Он перенес инсульт. Я искренне благодарна Гагинскому райсобесу, где позаботились об инвалиде. Не оставили его в доме без удобств, дали квартиру в Нижнем Новгороде — по месту жительства сына. Но прожил он там всего два года. Его не стало в шестьдесят два.

Среди прочих качеств отца, меня всегда восхищал его удивительный оптимизм. Он любил повторять, что самое дорогое на свете — просто жить, мирно, без войны. Сама жизнь — и есть самая высокая награда! Ради нее сражались миллионы солдат и завоевали для нас — своих потомков.

Людмила ЗАМЕЛИНА
Фото из семейного архива