Резных дел мастер

Люди

Резьба пропильная, ажурная, покрытая маслом или сусальным золотом… Для резчика по дереву Романа Рогожина вся она одинаково хороша.

Вот такую красоту Роман создает вместе с другими мастерами

Трудно поверить, но всего семь лет назад он — массажист военного госпиталя в Саранске — еще не знал, как называются многие столярные инструменты. Однажды, будучи в Пензе, зашел в православный храм, где увидел, как работает резчик по дереву Андрей Белоницкий. Роман и раньше посещал церкви, да только особого внимания на резьбу никогда не обращал. А тут захотелось попробовать свои силы в создании такой красоты.

— Сначала мне дали лобзик, я попробовал и увлекся, потом доверили стамески, — рассказывает Роман. — В мастерской мы все делаем вручную. Многие резчики работают инструментами собственного производства.

Неожиданно для себя он, что называется, втянулся. И вместе с другими мастерами вырезал иконостас для храма в Рогожской Слободе в Москве, правда, всего один элемент. Этот экзамен Роман прошел уверенно и был принят в мастерскую Андрея Белоницкого на базе храма Вознесения Господня в Пензе.

С той поры в родном Лукоянове Роман стал с интересом приглядываться к домовой резьбе, подмечать детали деревянных узоров. Вроде бы незатейливые завитушки, но дают пищу для размышлений. Даже образовавшиеся от времени трещинки не портят их, а придают особый колорит. Глядя на резной наряд домов, невольно восхищаешься стремлением человека сделать свое жилище красивым, не таким, как у всех, превратив дерево в настоящее произведение искусства.

Все увиденное и прочувствованное резчик Рогожин привносит в собственные работы. В артели они трудятся по эскизам, разработанным художником, но все-таки каждое изделие отличается индивидуальностью, потому что даже в малый завиток вложена душа мастера.

Вот так и каждый резной иконостас единственный в своем роде. Для их создания мастера выбирают мягкую и податливую липу, реже — дуб. Работают в стиле ажурной резьбы и барокко. Готовые изделия получаются объемными, воздушными, словно парят. После этого их покрывают лаком или сусальным золотом. Золотить изделие — процесс трудоемкий, за него не всякий мастер берется.

Роман Рогожин продолжает развиваться в резном деле и оттачивать технику. Он читает много книг о резьбе по дереву, ищет полезную информацию в Интернете, вдохновляется признанными шедеврами зодчества и архитектуры. В планах Романа оформить домашний иконостас и стену для семейных фотографий. Пока же мастер много трудится и ведет дневник, где собирает интересные идеи, делает наброски. По его словам, работа с деревом наполняет творческой энергией и дарит душевное спокойствие.

Лариса СТЕШИНА
Фото из личного архива Романа Рогожина