«Из одного металла льют медаль за бой, медаль за труд»

Рассказы, очерки, воспоминания

Женщинам грозных сороковых довелось спасать мир наравне с мужчинами. Они тоже сражались на фронте и в тылу, были связистками, разведчицами, врачами, медсестрами, санитарками. Многих солдат уберегли от смерти добрые женские руки. И трудно найти слова, достойные того подвига, что они совершили. Я хочу рассказать о своей маме Анне Сергеевне Есиной, которая во время Великой Отечественной войны работала в госпиталях города Лукоянова.

Родилась она в 1913 году в селе Никулине. После окончания школы была назначена инструктором Большемаресьевского райкома комсомола. В Маресьеве и познакомилась с будущим мужем Иваном. Они поженились и переехали в Лукоянов. В 1939 году на свет появилась дочь Ираида. Жить бы да радоваться, но грянула военная гроза. Она перечеркнула все, рухнули мечты, надежды, ожидания.

В первые дни войны Анна проводила мужа на фронт. Осталась с двухлетней дочерью, беременная вторым ребенком. В августе 1941 года она родила сыночка Славика. Ивану не суждено было увидеть сына — погиб в бою с фашистами под Кировоградом 6 декабря 1943 года.

С начала Великой Отечественной войны весь советский народ встал на защиту Родины. Страна стала единым боевым лагерем — усилия фронта и тыла слились в одно целое. Больницы, санатории, школы были переоборудованы в госпитали, где лечили раненых.

Из письма бывшего врача эвакогоспиталей Лукоянова Софьи Сорокер, которое она написала Красным следопытам Дома пионеров в 1983 году, стало известно, что в ноябре 1941-го в нашем городе уже функционировали два госпиталя. Начальником одного из них был А. В. Свешников, а другого — подполковник Тинкер. Этот госпиталь был эвакуирован из Москвы и состоял из врачей московской клиники профессора Руфанова. Здесь и стала работать Анна Есина в начале 1942 года.

Позднее мама трудилась в других эвакогоспиталях Лукоянова. Она выполняла тяжелую работу: носила воду, стирала и гладила солдатское белье и бинты, ухаживала за тяжело ранеными, кормила и писала письма от их лица, занималась заготовкой дров, ездила на железнодорожный вокзал встречать эшелоны с ранеными бойцами, развозила их по госпиталям.

Однажды она писала письмо от раненого солдата Ивана Сорокина его матери. Но 20-летний парень не успел продиктовать его до конца — скончался на глазах у Анны Сергеевны. Она дописала, что он умер в госпитале города Лукоянова Горьковской области и отправила письмо адресату в Краснодарский край. Тело Ивана мама с еще одним работником госпиталя отвезли ночью на лошади на городское кладбище и захоронили в общей могиле. Это был длинный ров через овраг, напротив мемориальной доски, где хоронили солдат, умерших в госпитале.

После войны мать солдата Сорокина приезжала в Лукоянов, чтобы увидеть место захоронения сына, прикоснуться к нему и взять горстку земли. Но, к сожалению, фамилии ее сына, как и многих других умерших в госпиталях города, на мемориальной доске нет. А поименно знать, помнить, гордиться и чтить победителей — наш долг. Годы спустя, стоя у братской могилы, моя мама всегда называла фамилии Ивана Сорокина и Николая Соловьева — солдат, которых она запомнила.

Время шло. Как-то раз, осенью 1942 года, мама, ослабшая и обессилившая от недоедания и тяжелого труда, не смогла встать с постели, чтобы пойти на работу. Она лежала на кровати, а дети играли около нее. Дома холодно и сыро, нет дров, чтобы затопить печь. Неожиданно на пороге квартиры (они жили в подвальном помещении дома напротив центральной аптеки) появился солдат с перебинтованной рукой. Боец объяснил, что начальник госпиталя направил его узнать, почему Анна Сергеевна не пришла на работу. Женщина сказала бойцу, что не может идти, потому что очень слаба и у нее кружится голова.

Солдат ушел. А через некоторое время на пороге появился сам начальник госпиталя подполковник Тинкер. Увидев лежащую обессилившую маму, он сказал: «Есина, гибнешь!» и удалился. Вскоре пришел уже знакомый солдат с котелком в руках и сообщил, что маму поставили на солдатское довольствие. С этого дня она каждый день получала суп, кашу и хлеб, а также ей привезли машину дров. Дома стало тепло, сухо и сытно. А позже, в госпитале, Анна Есина была переведена на должность санитарки. Так, благодаря порядочности и внимательному отношению начальника госпиталя, мама поправилась, окрепла и продолжала трудиться и помогать раненым солдатам до 1945 года.

Ее дети — Ираида и Слава (мои старшие сестра и брат) в голодное военное время были очень больными и слабыми детьми. У Славы был рахит, и он часто был на грани смерти. По совету врачей госпиталя, брату несколько раз в год переливали от мамы кровь, и только благодаря этому он выжил.

В 1943 году Анна Сергеевна с детьми переехала жить в новую теплую сухую комнату на улице Горького, 48. Сейчас этот дом уже снесен. На этот адрес пришла и похоронка на мужа.

С 1945 по 1948 год мама заведовала детскими яслями. Пережив тяжелые годы войны, потеряв мужа, работая не покладая рук, она сумела сохранить оптимизм, любовь к жизни и оставалась женщиной с активной гражданской позицией. В 1949 году Анна Есина перешла в только что открывшееся в городе автотранспортное предприятие и трудилась там более 20 лет. Она была членом КПСС, председателем профсоюза работников АТП, секретарем партийной организации и долгое время избиралась председателем уличного комитета. В 1950 году вышла замуж за Ивана Дмитриевича Каленкова. В этом браке и родились мы — Витя, Коля и я.

В послевоенные годы маму наградили медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», а также «Медалью материнства» II степени и медалью «Ветеран труда».

Ее нет с нами уже 35 лет. Но я всегда буду помнить рассказы мамы о трудном военном времени, которые передала своим дочерям, внукам. Сестры Ираиды, к сожалению, уже тоже нет, а Славе — 78 лет. Он живет в Санкт-Петербурге, является участником ликвидации Чернобыльской аварии, за что награжден «Орденом Мужества». Каждый год в мае брат приезжает в Лукоянов, чтобы встретиться с родными и близкими, с городом детства и юности, а в День Победы пройти в колонне Бессмертного полка с портретом своего отца.

Годы летят, но пускай никогда не сотрутся из памяти народной бессмертные подвиги советских людей, солдат, тружеников тыла, которые они совершали ради своей Родины, своей семьи. Пусть никогда не повторится то страшное время, и наша жизнь будет мирной и спокойной.

Нина ТОЩЕВА
Фото из семейного архива