Комбайн на керосине

Рассказы, очерки, воспоминания

Как смекалка и золотые руки народного умельца помогли печинцам в годы войны

Во время Великой Отечественной советские солдаты сражались с фашизмом на поле боя, но вдали от фронтов шла не менее важная борьба — на полях колхозов силами всех оставшихся в тылу растили урожай для обескровленной страны. Воспоминаниями об отце — трактористе и комбайнере Василии Павловиче Калачеве — поделилась жительница села Кудеярова Валентина Соколова.

— Отца призывали на фронт дважды, но оба раза директор машинно-тракторной станции Александр Иванович Ляпин его возвращал — некому было работать с техникой, — рассказала она. — Второй раз уж обрили, собрали вещмешок, но опять отозвали.

Василий Павлович был, что называется, на все руки. В колхозе трудился с девяти лет, когда стал плугарем. В войну опытного работника отправили в Печи — помогать местному хозяйству. Поля обрабатывали общими силами, в том числе руками женщин — всех, кто не рыл окопы. Анна Григорьевна, мама Валентины Соколовой, была отправлена в Шониху Богородского района. Рассказывала потом, как при бомбежках автозавода работники вперемешку с начальством спасались в лесу, как низко летали немецкие самолеты-разведчики и засыпали окопы листовками Третьего рейха с неуклюжими агитками: «Русские дамочки, не ройте ваши ямочки…»

На старом фото запечатлены девчонки-печинки, которым пришлось осваивать сельскохозяйственную технику, учиться управлять рычагами. С ними бригадир — Василий Калачев (на снимке в центре).

Квартировался он у печинской хозяйки, спал в сенях во всей одежде — чуть что не так в поле, сразу посылали за ним. Уборочная шла круглыми сутками.

Главной проблемой, кроме нехватки рабочих рук, было отсутствие горючего, ведь прежде всего им снабжали транспорт на фронте. В колхозах были в ходу прицепные комбайны, которые передвигались в сцепке с трактором. Ради экономии топлива у нас в военные годы такие комбайны использовались только для обмолота. Колосья жали вручную, снопы разрезали и загружали в стоящий комбайн, но даже так горючего не хватало. Нужен был бензин, а его не было.

Зато оставался керосин. Василий Павлович покумекал, поколдовал над карбюратором, и комбайн в Печах стал работать на керосине! Из других сел приезжали смотреть и учиться, как переделать машину. Так и выжили урожаем.

А вот после войны есть было совсем нечего. Валентина Васильевна вспоминает, как отец брал в поле картошку и пек на выхлопной трубе, как мать делала бибички, тоже с картошкой: «Встанешь ночью один раз месить — они синие будут, а два раза — так белые. Мама никогда не ленилась, вставала дважды».

Василий Павлович продолжал трудиться в родном кудеяровском колхозе. И хотя оставался рядовым трактористом, даже бригадиром не был, обычным работником его не назовешь. Когда председатель Полянский уезжал, за себя оставлял Василия Калачева — знал, хоть посевную, хоть уборочную тот проведет на высшем уровне. Ночами Василий Павлович ходил смотреть всходы, всегда проверял глубину вспашки. Не понравится — заставлял переделывать. «А тебе больше всех надо!» — ворчали мужики, но слушались. Кристально честного, душой болеющего за землю тракториста уважали все.

Или такой случай: Василию Павловичу, тогда уже пенсионеру, предложили молоть посыпку на мельнице. Согласившись, он обнаружил, что мельница в бедственном состоянии — жернова совсем сточились. Объехав весь район, Василий Павлович нашел замену, но это полдела — жернова надо ковать, то есть набивать специальные канавки-«лучи». Он никогда не работал на мельнице, лишь в детстве видел, как на Колхозном пруду мужики ковали. И вот спустя пятьдесят лет вспомнил, разобрался и отковал такие жернова, что мельница заработала как часы.

Множество битв, больших и малых, выиграли наши предки в то время. И кто-то защищал родную землю на линии фронта под огнем орудий, а кто-то берег ее, возделывал, чтобы передать потом, непокоренную и цветущую, будущим поколениям.

Алла ГОРШКОВА
Фото из личного архива
Валентины СОКОЛОВОЙ