Ответы на самые распространенные вопросы про расстройства аутистического спектра. Часть 1

Разное

Отвечают эксперты из разных областей знания о помощи детям и взрослым с расстройством аутистического спектра (РАС): ученые, практики, общественные деятели, лидеры некоммерческих организаций, созданных родителями детей с аутизмом.

Аутизм – это болезнь?

Нет, аутизм – это расстройство развития, которое сопровождает человека всю жизнь. Главное отличие болезни от расстройства в том, что у болезни есть начало, период протекания и конец. Но сегодня в науке доминирует мнение о том, что аутизм появляется из-за генетических причин, а значит – есть у ребенка с самого рождения. Аутизмом нельзя заболеть или заразиться от кого-то. Поэтому корректно называть аутизм не болезнью, а расстройством развития.

Наталья Устинова, психиатр, д.м.н, член научно-экспертного совета фонда “Выход”:

— Мне кажется, не следует избыточно противопоставлять болезнь расстройствам развития, хотя некоторые различия в этих понятиях действительно существуют.

Тем не менее, критерии, которые предлагаются в качестве дифференциально диагностических между расстройством развития и болезнью, не универсальны, поскольку существуют наследственные болезни, например, фенилкетонурия и туберозный склероз, которые не называют расстройствами развития.

Шизофренией тоже нельзя заразиться от кого-то. Расстройства аутистического спектра (РАС) сегодня действительно принято относить к расстройствам развития. Только не факт, что в дальнейшем они целиком или частично не перейдут в разряд заболевания. Возможно, в социальном дискурсе РАС предпочтительней называть расстройством развития, хотя в медицинском смысле это может выглядеть как заболевание сложной природы. В любом случае, пока не установлены базовые причины состояния, акцентирование и без того несколько искусственной дилеммы: расстройство или болезнь, выглядит как игра в термины.

Как понять, что у моего ребенка аутизм?

Наблюдать за поведением ребенка, и если оно вызывает беспокойство, обратиться за консультацией к психиатру.

Особенности поведения ребенка могут быть заметны уже в раннем возрасте. Нельзя игнорировать их, нужно сразу же обратиться к специалисту. Ранняя диагностика любых расстройств развития (не только аутизма) и ранняя помощь – важные прогностические факторы успешной реабилитации ребенка.

Елисей Осин, учредитель Ассоциации психиатров и психологов за научно обоснованные практики, эксперт фонда “Выход”:

— В возрасте полутора лет ребенок может плохо реагировать на обращения к нему, может как будто не слышать речь, у него может не появляться жестов или слов (обычно к полутора годам мы ожидаем как минимум 10-15 слов и большого количества жестов).

В возрасте двух лет у ребенка может по-прежнему быть отставание в развитии речи (не быть слов и фраз), но может быть и очень своеобразное развитие речи: ребенок может говорить не для общения (например, часто повторять услышанные им слова и фразы), испытывать сложности в том, чтобы побеседовать, рассказать что-то про себя. Часто в этом возрасте становятся заметными особенные игры: они могут быть очень однообразными (с повторением одних и тех же действий), могут быть необычными (например, ребенок может играть с телом и ощущениями, разглядывая источники света, прислушиваясь к определенным звукам).

У более старших детей можно заметить сложности в общении со сверстниками, когда они с одной стороны могут стремиться к общению, с другой – не уметь играть в общие игры, беседовать, подстраиваться под правила.

Ответы на самые распространенные вопросы про расстройства аутистического спектра. Часть 2