Поклонимся великим тем годам…

Рассказы, очерки, воспоминания

Мой отец Николай Афанасьевич Антипов прошел долгий, полный лишений военный путь от восточной Украины до стен Рейхстага и победил вместе с тысячами советских солдат. Николай Афанасьевич родился в с. Какино Гагинского района 8 марта 1918 года в семье крестьянина-середняка. У его отца была мельница, что было хорошим подспорьем в хозяйстве. До седьмого класса Николай учился в местной школе, а в 1932 году поступил в Лукояновский мордовский педагогический техникум. Учебное заведение тогда только начинало работать, и можно сказать, что мой отец был в числе первых его учащихся.

После окончания педтехникума Николай Антипов три года работал учителем в Зверевской начальной школе Гагинского района. А в 1939 году был призван в ряды Красной Армии. Его служба началась в 52-й легкотанковой бригаде в г. Глухов Сумской области Украинской ССР. Здесь он и встретил известие о начале Второй мировой войны. Солдатам было сложно понять, что фашистская Германия начинает продвигаться к границам СССР. Да и никто им и не говорил, что вот-вот придется воевать, но следующие два года службы прошли под знаком подготовки к войне и встрече с врагом.

22 июня 1941 года полк, в котором служил Николай Антипов, был поднят по тревоге. Немецкие самолеты уже бомбили крупные промышленные центры Белоруссии и Украины. С тяжелыми боями ему и его товарищам пришлось отступать вглубь страны. Тяжко было на душе солдата. Но оказалось, что немецкие части были лучше подготовлены к войне. Николай служил в автомобильном батальоне. Его главная задача состояла в быстром подвозе боеприпасов и продовольствия на передовую, а оттуда нужно было вывозить раненых.

Вкратце боевой путь моего отца можно описать так. Перед войной Николай Антипов находился в Харькове, откуда часть в конце июня была переброшена в Киев, а затем в Белоруссию. Боевое крещение получил под Новозыбковым в июле 41-го. В составе 1-го Украинского фронта он освобождал и Украину, и Польшу, и Германию, дошел до Берлина. Участвовал в Московской битве. С 1943 года воевал в составе 79-й автотранспортной роты 75-й гвардейской стрелковой дивизии. Часть, в которой служил Николай Афанасьевич, в 44-м проходила через г. Брест. Дважды боец был ранен и дважды возвращался на фронт.

Отец рассказывал, что на фронте каждый день думал о доме и родителях. Может, молитвы родителей и вера в торжество справедливости спасли от верной гибели. По ночам воину снились бои, фронтовые друзья, которые гибли на его глазах.

Это было на Украине. На фронте небольшое затишье. В деревне, освобожденной нашими солдатами, нашли уцелевшую избу. Решили перекусить. Товарищи Николая стали готовить нехитрый солдатский обед, а он вышел в огород сорвать овощей. И только хотел пойти обратно, как немецкий артиллерийский снаряд попал точно в этот дом и разнес его в клочья вместе с ребятами. До последних дней вставал перед глазами отца этот страшный эпизод.

О войне Николай Афанасьевич вспоминал скупо, будто в чем-то был виноват перед своими боевыми товарищами, которые остались лежать в братских могилах по всей Европе. Но один эпизод из военной биографии фронтовика красноречиво свидетельствует о том, как искренне он воевал с фашистами, как стремился отстоять независимость своей страны и народа. Какой силой духа было исполнено сознание солдата! Это описал в своей книге генерал-полковник К. В. Крайнюков «Оружие особого рода»:

«…Не могу забыть митинг в одном из батальонов 75-й гвардейской стрелковой дивизии. Помню, слово взял рядовой Антипов и сказал: «Было это дней десять назад, когда мы ворвались в село Копытинцы. Вы сами видели, что фашист сжег его дотла. Наш взвод ворвался в центр села. Продвигаюсь вперед, по канаве. Вдруг вижу, трупы лежат: старики, женщины. И вот из груды трупов выбирается окровавленная девочка. Маленькая такая, не больше десяти лет. «Дядя, спаси! Немцы убивают нас!» — жалобно закричала она. Этот крик и сейчас в моих ушах звенит. Пусть он всколыхнет и ваши сердца. Даю клятву перед вами и перед осиротевшей девочкой, что буду без пощады истреблять фашистских гадов». До глубины души взволнованные рассказом однополчанина, воины решительно произнесли: «Смерть фашистским убийцам!»».

По-другому и не мог поступить учитель. Он лучше других знал, как ранима душа ребенка, как может сказаться такая трагедия на его сознании.

Н. А. Антипов со связистами штаба, 1945 г.

Долгожданную победу сержант Николай Афанасьевич Антипов встречал в составе автобатальона 2-го Белорусского фронта в Германии, в городе Штеттин, где служил еще некоторое время. Домой вернулся только в 1947 году.

Николай Афанасьевич всю свою жизнь отличался широким кругозором, любил технику, всегда что-то мастерил. И на фронте он удивлял товарищей своими знаниями. Его машина всегда была в полном порядке, и за время службы он получал благодарности за хороший уход за машиной, любовь к технике и быстрое устранение неполадок. Приказом командования Северной Группы войск в сентябре 1945 года мой отей награжден знаком «Отличный шофер». В приказе говорится, что «…за безупречную и долголетнюю службу в Красной Армии командованием воинской части 47610 подарен в личное пользование трофейный мотоцикл», который долгие годы верой и правдой служил ветерану.

После окончания войны и службы в Германии Николай Афанасьевич Антипов приехал домой и продолжил учительствовать. Заканчил физико-математический факультет Аразамасского педагогического института, а в 1960 году с семьей переехал в Лукоянов. По приглашению директора педучилища А. А. Куменева отец начинал работать учителем трудового обучения. В педучилище он трудился до ухода на пенсию в 1978 году.

Именно здесь раскрылся талант Николая Афанасьевича как прекрасного педагога и воспитателя. Он сумел перестроить работу учебных мастерских, пробуждал интерес студентов к трудовой деятельности. Мастер на все руки, он стал примером для студентов. «Он умеет делать все, — вспоминали о нем выпускники. — С ним всегда интересно. Он из самых простых вещей делает настоящие шедевры». Николай Афанасьевич умело ремонтировал часы, восстанавливал замки, замысловатые сейфы, давал второе дыхание пишущим машинкам. Прекрасный знаток техники, хороший столяр, слесарь, он заражал своей разносторонностью, воспитывал в студентах вдумчивое отношение ко всему, что их окружает. С ним было интересно, потому что Николай Афанасьевич много читал, был настоящим энциклопедистом. В его домашней библиотеке было много редких и ценных книг, с которыми он не расставался до последних дней своей жизни.

За боевые заслуги Н. А. Антипов награжден орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны I степени, медалями. Он мало говорил о войне, но вспоминая своих боевых сослуживцев, любил читать стихотворение «Эпилог» поэта В. Герасимова.

Едва соловушки над миром
Зарю поднимут — сгонят сны,
Встают бойцы и командиры,
Что так и не пришли с войны.
Покинув дзоты и окопы,
Поротно — каждою весной —
Они встают с полей Европы,
Чтоб путь свершить к земле родной.

Эти слова он повторял и повторял, будто разговаривал с товарищами, переживал и радовался, поднимался в атаку. Он был одним из них… Солдат Антипов остался верен своей Родине, с честью выполнил отеческий и гражданский долг.

Прошло 19 лет со дня смерти моего отца — ветерана и участника Великой Отечественной войны. Время неумолимо. С каждым годом все меньше и меньше остается участников и свидетелей тех страшных событий, тех, кто вел ожесточенную борьбу с фашистами, воевал на полях сражений, приближая Великую Победу.

И очень важно сегодняшнему поколению — детям, внукам и правнукам доблестных воинов — сохранить историческую память о беспримерном мужестве и безграничной любви к своей земле, Отечеству. Ведь это огромный нравственный урок будущим поколениям.

Поклонимся великим тем годам,
Тем славным командирам и бойцам.
И маршалам страны, и рядовым,
Поклонимся и мертвым, и живым!
Всем тем, которых забывать нельзя,
Поклонимся! Поклонимся, друзья!

На верхнем снимке: Н. А. Антипов. 1941 г.

Александр АНТИПОВ