Нам подвиг Ленинграда не забыть

Рассказы, очерки, воспоминания

27 января отмечалась 76-я годовщина полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. В героической обороне города, ставшей символом народного мужества, принимали участие и наши земляки. Среди них уроженец села Ульянова Николай Ефремович Лапшин. Эпизодом из биографии защитника Ленинграда с редакцией поделилась его внучка, директор Лукояновского краеведческого музея Елена КУЗНЕЦОВА:

«Повестка на фронт пришла деду в начале июля 1941 года. Для него это не стало потрясением, напротив, он обладал таким характером, с которым невозможно оставаться в стороне от всеобщей беды. Жена наскоро, со слезами, собрала вещмешок, проводила супруга до сборного пункта в Лукоянове и поплелась с восьмилетним сынишкой домой.

По железной дороге Николая Ефремовича отправили сначала в Горький, оттуда эшелоном под Ленинград, точнее — под поселок Волховстрой. Когда началась блокада, дед попал в рабочий батальон — срочно требовались рабочие руки для строительства заграждений от немецких танков.

Трудиться приходилось много, а кормили скудно, всего один раз в день. Одежду тоже не давали — дед как уехал в пиджаке в полоску, так и носил его полгода в Ленинграде. Рабочие до того изголодались, поизносились, что командованием было принято решение отправить людей на несколько дней по домам, за одеждой и провиантом.

Всего простуженного, обмороженного, полураздетого, в ботинках без подошв, со вшами, Николая Ефремовича доставили по железной дороге в Лукоянов. Перед приездом военкомат оповестил семью, чтобы родные встречали на станции, так как он не в состоянии был идти самостоятельно.

Новость о возвращении отца получил сын и сильно плакал от детской беспомощности, потому что маму вместе с другими женщинами забрали на станцию Шониха под Горьким для рытья окопов, а его оставили с чужой старухой. Конечно, мальчишка обрадовался, что папка приехал, побежал к соседу, работавшему в колхозе на лошади. Он-то и привез батьку домой — обессилевшего от тяжелой работы, холода, голода и болезней, завернутого в овчинный тулуп.

Николай Ефремович увидел сынишку в холодной избе, узнал, почему супруги нет дома, и сильно разозлился. Гнев словно придал сил, и он незамедлительно отправился на лошади в военкомат с требованием вернуть мать к ребенку. Военком разобрался в ситуации, и на следующий день жена первым поездом приехала обратно.

Отца семейства откармливали, выводили вшей, отмывали и отпаривали в соседской бане, собирали по родне продукты и кое-какую одежду… А через неделю его той же дорогой отправили в Горький, но снова в Ленинград не пустили. На сборном пункте всех прибывших определили на местный завод, где делали танки. Так дед стал фрезеровщиком, а его друг-односельчанин — испытателем танков».

На снимке: бойцы Волховского фронта сооружают противотанковые препятствия.