Пятница, 22 20 ноября19 16 +   Подписка на обновления  Письмо редактору
Популярно
«Вы — маяк в открытом море»
10:36, 25 октября 2019

«Вы — маяк в открытом море»


22 октября 70-й день рождения отметил Александр Сергеевич Абрамов. В преддверии праздника его бывшие коллеги и ученики встретились, чтобы поздравить юбиляра и вспомнить яркие моменты прошедших лет.

Из династии учителей

Александр Сергеевич — педагог в четвертом поколении, начиная с прабабушки. Учителями были и оба его родителя: Зоя Кузьминична преподавала русский язык и литературу, Сергей Петрович — физику в семнадцатой школе, которая находилась на месте нынешнего памятника Пушкину. Детство Александра прошло в ее классах: «До школы уже сидел на последней парте». Выбор будущей профессии был предопределен: поступив в Арзамасский педагогический, он пошел по стопам отца и выбрал физмат, который окончил и его старший брат Альберт Алексеевич Пузанов.

Когда семнадцатая школа закрылась, родители Александра стали преподавать в школе № 1. Туда же после вуза пришел он сам и проработал 30 лет, с 1977 по 2007 год.

Педагог-организатор

Такой была первая школьная должность А. С. Абрамова. О том времени вспоминает Людмила Владимировна Кирсанова:

— Мы любили школьное радио, когда в перемены звучали новости, поздравления с победами в соревнованиях, смотрах, конкурсах. Вспоминаем вечера поэзии при свечах и фотолабораторию, которую оборудовали наши юноши. Проведение крупных мероприятий распределялось между старшими классами: одни отвечали за Рябиновый бал, другие — за Ситцевый бал, кто-то — за новогоднее представление. С азартом сочиняли сценарии, репетировали, соревновались, чтобы превзойти остальных. Александр Сергеевич не только занимался организацией, но и сам участвовал в представлениях. Все его роли — яркие, запоминающиеся. Особенно роль Бабы-Яги на одном из новогодних вечеров.

— Меня в мешке на сцену выносили, я тогда легонький был, — подхватывает Александр Сергеевич.

Артистизм, чувство юмора и актерский талант он унаследовал от отца, который вел театральный кружок в Доме культуры. В Арзамасе А. С. Абрамов играл в студенческом театре, и впоследствии эти навыки здорово пригодились. Впрочем, в профессии учителя любые умения лишними не будут.

— В первой четверти школьники обычно привлекались к уборке урожая. На картошку или свеклу всегда ездили с песнями, — вступает Елена Алексеевна Кириллова. — Там тоже за все отвечал педагог-организатор: приезжал с первой машиной, уезжал с последней.

В 70-е должность директора «Лесной сказки» была сменной. Занимал ее и Александр Сергеевич.

— Однажды летом мы отправились в поход на Алатырь, — продолжает рассказ Елена Алексеевна. — Конечно, подружились с отдыхающими в лагере. Поход был рассчитан на три дня, продукты заканчивались, а так не хотелось уходить! И директор лагеря стал каждый день организовывать различные состязания — по волейболу, баскетболу, комические эстафеты. Если кто-то из нас в личном зачете занимал хоть одно призовое место — нам полагалось полноценное питание в «Лесной сказке». И было ощущение, что «своих» Александр Сергеевич чуть придерживает, чтобы дать нам выиграть.

Школьные концерты, КВНы, смотры художественной самодеятельности, детские и учительские, — всем занимался Александр Сергеевич. Сохранились фото тех лет, в том числе где он исполняет коронную роль Бабы-Яги. Правда, попросил их не публиковать — несолидно, мол.

Председатель профкома

Много лет А. С. Абрамов посвятил и этой должности. За время его работы сложились добрые традиции — например, в конце учебного года все сотрудники вместе с семьями отправлялись в поездку: на озеро Светлояр, в Дивеево, Саранск, Суздаль.

— Организовать такой выезд непросто, а в безденежные времена практически невозможно, — рассуждает Вячеслав Алексеевич Трохин. — Но он умудрялся. И со всеми мог найти общий язык, увлечь, повести за собой.

Кстати, в начале 90-х, когда прошла первая в районе забастовка учителей, Александр Сергеевич поддержал коллег: они выступали на городской площади и вместе ездили на общий митинг в Нижний. С родной школой он пережил и добрые, и трудные времена. Так, в начале 80-х там случился пожар. После этого, в 1984 году, директором назначили В. А. Трохина.

— Денег не хватало, и новое здание со спортзалом и кабинетами информатики строили вместе на уроках труда, в выходные, каникулы. Ученики как подсобные рабочие, а мы все кто каменщиком, кто кровельщиком, кто штукатуром. Видите? — указывает Вячеслав Алексеевич на стену спортзала. — Наша кладка!

За работой педагоги школы не забывали о досуге. Еще одной любимой традицией стали турслеты, которые никогда не обходились без заядлых туристов А. С. Абрамова и В. А. Трохина. Они вспоминают множество забавных случаев и розыгрышей, которые устраивали соперникам, причем главным было любой ценой опередить команду Арзамаса. Почему? «Так ведь там наши друзья по институту», — поясняют бывшие однокашники.

Хотя доставалось не только арзамасцам. Как-то на конкурсе талантов Александр Сергеевич объявил себя учеником экстрасенса Вольфа Мессинга и пообещал исполнить фокус с левитацией. Только сначала, мол, надо провести отбор среди участников турслета, а для этого — выполнить несложные задания. В какой-то момент все оказались стоящими на четвереньках с высунутыми языками. «И ведь с высшим образованием люди, с высшим образованием!» — сокрушался один из них, пока остальные дружно пытались поймать убегающих лукояновцев. Фокус удался!

Классный классный

Когда на встречу пришла учитель школы № 1 Ирина Владимировна Медонова, то первым делом сердечно обняла Александра Сергеевича, своего классного руководителя.

— Школьные годы у нашего класса были действительно чудесные. Мы усердно учились, участвовали в конкурсах и олимпиадах, закончили школу с восемью медалистами, в чем немалая заслуга Александра Сергеевича. Много времени проводили в неформальной обстановке. Он водил нас на экскурсии, в походы, заразил туризмом. Ученическая сборная района по баскетболу и волейболу целиком состояла из наших ребят. Классный руководитель всегда был рядом, даже на тренировках. А как мы любили его уроки! Они проходили на одном дыхании. В выпускном классе многие из нас ездили на курсы поступающих в вузы, пропускали занятия. Однажды отсутствующих не было, и Александр Сергеевич в честь такого события сделал зарубку на двери лаборантской: «28 апреля явились все». В этом году мы отметили 20-летие выпуска, и он до сих пор ведет свой журнал 11 «а» класса, где фиксирует отсутствующих. Хотелось бы, как тогда, в далеком 1999-м, чтобы «явились все», отмечает наш любимый классный руководитель.

А. С. Абрамов и П. М. Александров принимают экзамен по физике

Говорят, школьники любят не предмет, а учителя. Зачастую подопечные хорошего наставника тоже выбирают его профессию. Среди учеников А. С. Абрамова педагогов немало, многие стали коллегами по школе.

— Никогда не видела его в плохом настроении, любые сложности встречает с позитивом, — отмечает Елена Алексеевна. — И со всеми держится одинаково, хоть с учениками, хоть с начальством, всегда остается собой. В двухтысячных в районе проводился конкурс «Самый классный классный», где от нашей школы, конечно же, участвовал Александр Сергеевич. Коллеги должны были его представить. Эпиграфом к визитной карточке стали слова, исходящие из наших душ: «А вы — маяк в открытом море, и мы бросаем рядом якоря…»

— Бумажную работу вот только не любил, из-за этого мы с ним ругались, — смеется Вячеслав Алексеевич. — Но зато делал для детей то, чем не всякий классный руководитель будет заниматься.

Например, как-то актив его класса загорелся идеей поехать в велопоход. Средств не было, и Александр Сергеевич предложил старшеклассникам зарабатывать самим. Тогда Вячеслав Алексеевич выделил им ставку уборщицы. В течение учебного года ребята поочередно мыли полы, а в конце вместе со своим классным махнули на велосипедах под Навашино на трое суток.

В отделе образования

Ученики А. С. Абрамова всегда показывали хорошие знания. Когда начались школьные олимпиады, Сергей Лушкин занял второе место по физике в области и был без экзаменов принят на радиофак университета, о чем Александр Сергеевич с гордостью рассказывает. Хотя гордится он всеми своими учениками, следит за их успехами. Директор выксунской школы Дмитрий Налетов, начальник отдела дошкольного образования в Богородске Елена Трущева, заведующая информационно-диагностическим кабинетом отдела образования администрации Лукояновского района Любовь Степанова и еще очень многие — его выпускники.

В 2007 году Александр Сергеевич стал начальником Лукояновского отдела образования. Именно он заметил талантливого преподавателя математики Крюковской школы Эдуарда Александровича Салина, помог ему принять участие в конкурсе «Учитель года», где тот прошел районный, областной и всероссийский этапы и привез на лукояновскую землю Малого хрустального пеликана. Позже Э. А. Салин работал в отделе образования, а ныне возглавляет Лукояновскую среднюю школу № 1 — старшие коллеги оставили ее в надежных руках.

По инициативе А. С. Абрамова в 2009 году был организован конкурс для начинающих учителей «Педагогический дебют», чтобы оценить потенциал молодых специалистов в районе, помочь развить его. Участники, которые достойно показали себя на том конкурсе, сейчас стали отличными учителями и ведущими педагогами района.

Более трех десятков лет Александр Сергеевич Абрамов проработал в системе образования района, делая все возможное для своих учеников и коллег. В театре характерные роли доверяют ярким артистам, тем, кто лучше всего запоминается. Но такие люди (и такие роли) нужны везде. Словно маяки, они направляют, ведут за собой, а их свет остается в памяти, согревает через поколения и передается дальше.

На верхнем снимке: А. С. Абрамов гримирует Андрея Дядякина перед выходом на сцену.

Алла ГОРШКОВА
Фото из личного архива А. С. Абрамова


© 2019 Лукояновская правда
Дизайн и поддержка: GoodwinPress.ru