Рукотворная красота

Культура

Лукояновский этнопарк эрзянской культуры пополнился еще двенадцатью деревянными скульптурами. Их автор — художник, скульп- тор, создатель и заведующий музеем эрзянской культуры Николай Иванович Аношкин. В вырезании фигур принял участие его сын Николай. Совместными усилиями получилась единая композиция «Двенадцать месяцев» — эрзянский календарь «Ковкерькс».

— Идея создания эрзянского календаря для этнопарка родилась у меня давно, — рассказывает Н. И. Аношкин. — Но как ее воплотить? Сделал наброски, эскизы, даже выложил их в интернет с надеждой на подсказку. Образ созрел в марте текущего года — я хорошо представлял и уже не сомневался, как должен выглядеть деревянный ковкерькс. В центре композиции стол из широких досок, сложенных крестом. Его крылья символизируют четыре времени года, в каждом по три месяца, с обозначением на эрзянском языке. В месте их соединения — круг, имитация хлебного каравая, разделенного на семь кусков — дней недели. Вокруг стола-календаря установлены двенадцать фигур фольклорных персонажей. Их мы вырезали с сыном в течение мая-июня. К фестивалю «Лисьмапря», прошедшему в нашем районе 20 июля уже в девятый раз, стояло семь фигур. С их установкой помогли члены совета музея И. А. Понин и Н. А. Поверин. Оставшиеся пять скульптур заняли свои места к концу лета.

Открытие композиции «Двенадцать месяцев» состоялось в теплый солнечный день 5 сентября. В мероприятии приняли участие председатель президиума Конгресса эрзянского народа М. И. Безаев, представители администраций Лукояновского района и Большеарского сельсовета и другие.

Ведущая, заведующая Пичингушским филиалом РДК, председатель общественной организации «Местная национально-культурная автономия мордвы Лукояновского района «Лисьмапря» М. К. Голодова отметила, что создание этой скульптурной композиции стало возможным благодаря участию и победе в областном конкурсе грантов «Наследие» с проектом «Сохранение культуры и традиций мордвы». На полученные средства удалось воплотить в жизнь творческую задумку художников и пополнить этнопарк прекрасным культурным объектом.

Участниками первой экскурсии у новой композиции стали учащиеся и педагоги Саврасовской школы. Автор Н. И. Аношкин подробно рассказал им о каждой фигуре. Центральное место скульптурной группы занимает образ Инешкипаза — главного божества эрзян с нимбом солнца над головой, держащего в руках «Яйцо мира», из которого, согласно древним преданиям, образовалась материя вселенной. Справа от него скульптура Анге-Патяй — прародительницы всех небесных и земных стихий, покровительницы любви и брака, защитницы женщин и детей. Она держит в руках клубок нитей — судеб всех живых существ. Следующие три скульптуры олицетворяют начало года: весна Инечи, Эрьбаньчи с веточками вербы, Позяра с пасхальным яйцом. Зимние месяцы представляют фигуры Вармавы — метели, Кельмеати — Деда Мороза, Коляды в детском образе и Тувосяни, который обозначает традиционное время забоя свиней. Лето и осень воплотились в виде покровительницы земледелия и садоводства Паксявы, полеводства — Модавы и пчеловодства — Мекшавы.

Музеем под открытым небом называют это уникальное место близ села Новоселки. Созданный и развивающийся трудами нескольких лукояновцев этнопарк продолжает радовать и удивлять своих гостей. С удовольствием приезжают сюда участники ежегодного фольклорного фестиваля, туристы из разных районов и областей, жители соседних сел и райцентра за ключевой водой или для отдыха. Досадно только, что некоторые из них оставляют после себя кучи мусора и поломанные предметы, нарушая гармонию рукотворной красоты.

На снимке: Николай Аношкин проводит экскурсию для учащихся и педагогов Саврасовской школы.

Татьяна КУДРЯВЦЕВА
Фото автора