«Как молоды мы были…»

Люди

В Саврасове немало старожилов. Эти люди долгими десятилетиями работали в селе, видели, как оно меняется, и помнят, каким все было раньше. Одна из них — Мария Федоровна Князева (на снимке).

— Я саврасовская, из семьи Аверьяновых, — рассказывает она о себе. — У матери Анны Петровны нас было девять человек. Федор Григорьевич, мой отец, работал на машинно-тракторной станции. В войну его призвали, но освободили от службы, по брони. Мало было трактористов на селе в то время.

На смену МТС пришли колхозы, здесь это был колхоз «14-я годовщина Октября», позже — «Саврасовский». Федор Григорьевич работал в хозяйстве трактористом. Умер молодым, в 45 лет. Анна Петровна осталась поднимать детей одна, благо, старшие уже выросли. Пошла в колхоз, а вместе с ней и вторая дочь Маша, которая к тому времени выучилась в Ветошкинском сельскохозяйственном техникуме на зоотехника.

— Работала с такими нагрузками — вспомнить страшно, — продолжает моя собеседница. — Стала парторгом, членом райкома. Вся партийная работа на мне и протоколы-документы, ведь секретарей не было. Как дети появились, стала просить, чтоб освободили от должности. Меня сменили на несколько лет, но позже опять избрали. Потом еще в профком назначили. С моей подругой Татьяной Зобновой так и менялись: или она парторг, а я в профкоме, или наоборот. Зато мне первой в селе провели телефон. И все Саврасово ходило к нам звонить…

Что касается прямых профессиональных обязанностей, то Мария Федоровна всю жизнь проработала главным зоотехником.

— Хозяйство у нас было небольшое, но животных содержалось много. В семидесятые — свыше тысячи голов крупного рогатого скота, около восьмисот овец, более сотни свиней.

Председателем долгое время был Иван Васильевич Мордовин. В 50-е колхозы находились в бедственном состоянии, как и вся страна. Существовала практика назначения людей с производства на восстановление села, вот и с нижегородского торфопредприятия в Саврасово прислали Ивана Васильевича. Этот по-настоящему сильный руководитель имел одну маленькую слабость: очень уж любил хоровое пение. Он и организовал в селе народный колхозный хор.

— Иной раз по кабинетам пройдется, свет везде выключит: «На репетицию!» Все идем: агрономы, бухгалтеры, — смеется Мария Федоровна. — Кто и петь-то совсем не умеет, жалуется, но куда деваться? Иди для массовости.

Репетиции не прошли даром: хор быстро заметили на областном уровне. На подмогу самодеятельному коллективу Борское культпросветучилище тут же прислало хоровика, аккомпаниаторов, еще пару исполнителей. И хор гремел! Саврасовцы становились лауреатами областных, всесоюзных конкурсов. Вскоре ни одно мало-мальски крупное культурное мероприятие области без них не обходилось. Мария Федоровна помнит, какие красивые народные костюмы им шили: то из красного атласа, то бежевые с блестящей отделкой, а еще кокошники.

— Иван Васильевич с нами на смотры ездил. Сядет, бывало, поближе к сцене и любуется. А как нас в области встречали! В Болдино, помню, в буквальном смысле забросали цветами — тогда сирень цвела. Только мужья дома ругаются: «Опять куда-то собрались!..»

Мария Федоровна вышла замуж в 1962 году, овдовела в прошлом, прожив в браке с Валерием Константиновичем 56 лет. Он работал в колхозе завгаром, отвечал за транспорт. Само собой, держали скотину, а у мужа еще была пасека на 20 семей. В 1996 году Мария Федоровна вышла на пенсию с единственной записью в трудовой книжке — от 1959 года.

Сейчас М. Ф. Князевой 82 года. У нее две внучки и два внука, три правнучки и один правнук — украшение жизни, утешение в старости. Есть подруги, с которыми почти сорок лет проработала в колхозе: агроном Т. В. Зобнова, бухгалтер М. А. Ларкина, экономист Л. В. Евстафьева. И в хоре, разумеется, пели все вместе.

— Вот вроде тяжело, времени не хватало, но теперь вспоминаем хор с такой теплотой, — улыбается Мария Федоровна. — Встретимся, побудем вместе, попоем — а хорошо ведь было, девочки? Конечно, в прошлом бывало очень нелегко, но зато жизнь в селе текла полноводной рекой. Полной жизнью мы тогда жили!

Алла ГОРШКОВА
Фото автора