Хрущевская оттепель на сельский манер

Страницы истории

Редколлегия исторического альманаха «Край наш Лукояновский» подготовила к печати новый сборник, который посвящен развитию сельского хозяйства района с конца 50-х годов ХХ века до настоящего времени. В нем собраны документальные материалы об особенностях колхозного строительства, людях деревни, председателях колхозов, заслуженных работниках сельского хозяйства. Книга пока ищет спонсоров, а мы предлагаем читателям газеты первыми ознакомиться с отрывками из будущего издания.

Во второй половине 50-х годов ХХ века в социально-экономическом развитии нашего края наступило время крупных перемен, связанных с решениями партии и правительства по реформированию главной отрасли страны — сельского хозяйства. К тому моменту система безжалостной эксплуатации деревни, практиковавшаяся при И. Сталине, окончательно себя исчерпала.

Стартом масштабных преобразований следует считать сентябрьский Пленум ЦК КПСС 1953 года, где были проанализированы причины отставания отечественного сельского хозяйства. Отмечалось, что государство сосредоточило материальные, финансовые и людские ресурсы в тяжелой промышленности в ущерб сельскому хозяйству и легкой промышленности. Решениями пленума предусматривались изменение приоритетов экономического развития, курса аграрной политики государства и введение стимулов, связанных с личной заинтересованностью в результатах труда каждого крестьянина.

Казалось, что правительство Н. С. Хрущева наконец решило повернуться лицом к деревне, вдумчиво подойти к решению проблем сельчан. Однако в действиях высшего руководства страны наблюдались явные противоречия. Примером тому могут служить отсутствие единой паспортной системы (массовая выдача паспортов в колхозах началась с конца 50-х годов и закончилась только во второй половине 60-х) и заработной платы, обязательные государственные закупки продуктов сельского хозяйства, слабое социально-культурное состояние деревни, не говоря уже о жилищных условиях. Вплоть до начала 60-х годов большинство крестьянских изб было покрыто щепой либо соломой, а в сельских магазинах не всегда можно было купить хлеб.

С наступлением хрущевской оттепели деревня фактически продолжала жить по-прежнему. В вопросах переустройства колхозного строя Н. С. Хрущев пошел старым путем: запрещением приусадебных участков, возможности держать коров, свиней, коз и овец, принуждением людей больше трудиться на колхозном производстве. Идея руководителя страны состояла в том, чтобы крестьянство как можно быстрее «перешло в социализм», а для этого надо окончательно разорвать его с частными интересами. Разумеется, такая государственная политика не нашла поддержки на селе. Власти не учитывали, что крестьяне не представляют жизни без личного подворья, хотя бы небольшого.

Основные изменения в деревне начались после известного февральско-мартовского Пленума ЦК КПСС 1954 года, на котором было принято историческое решение о «подъеме целинных и залежных земель». А 9 марта 1955 года вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об изменении практики планирования сельского хозяйства», закрепившее идеи коренной перестройки колхозного производства. По всей стране прошли собрания колхозников, которые поддержали предложения правительства.

Герой Социалистического труда П. С. Семенова

Даже минимальные послабления стали быстро приносить плоды. В 1956 году колхозники Лукояновского района получили хлеба на 3 800 центнеров больше, чем в 1955-м, и дали государству 29 тысяч пудов зерна сверх плана. Осуществляя постановление ЦК КПСС и Совета Министров «Об увеличении производства и заготовок картофеля и овощей», наши аграрии в 1956 году сдали и продали государству на три тысячи тонн картофеля больше, чем годом ранее. Выросло поголовье скота, производство свинины, значительно повысились надои молока.

Широкое распространение в районе получила подкормка коров зелеными кормами. Для организации зеленого конвейера в 1956 году было использовано 1 108 га кукурузы, 270 га озимой ржи, более 200 га однолетних и многолетних трав. Конечно, было сложно убедить власти в том, чтобы часть выращенного урожая на корню скормить животным. Но если при сталинском режиме за это можно было угодить за решетку, то в новых условиях колхозы получили хотя бы мизерную возможность свободно распоряжаться своей собственностью.

Тем временем кукуруза прочно вошла в севооборот. Звеньевые колхоза «Путь к социализму» комсомолка Л. П. Семенова и депутат Верховного Совета СССР П. С. Семенова в 1956 году получили урожай зеленой массы по 1 100 центнеров с гектара. Большеарские кукурузоводы заняли одно из первых мест в области по выращиванию этой культуры.

Вообще трудовые достижения большеарских крестьян не раз отмечались на самом высоком уровне. В истории местного колхоза сразу три человека удостоены звания Героев Социалистического труда. Мария Ивановна Кудакова получила его в 70-е, а Прасковья Семеновна Семенова и Марфа Петровна Маркина — еще в 1949 году.

Вся жизнь этих замечательных женщин — настоящий подвиг. Марфа Петровна и Прасковья Семеновна руководили звеньями высокого урожая по выращиванию картофеля, проса и конопли. Но к чему только они не прикладывали свои трудолюбивые руки! В годы войны валили лес и разрабатывали торф, рыли окопы и трамбовали поле аэродрома, вязали по полтысячи снопов в день и косили траву, сортировали зерно, а по ночам грузили хлеб в вагоны. Тяжелую судьбу крестьянок кратко и точно охарактеризовала сама М. П. Маркина: «Помотались мы по жизни! Целую энциклопедию можно написать! Кажется, в землю мы тогда руками и ногами вросли!»

Вот так самоотверженным трудом крестьян в стране создавались условия для развития всех сфер производства. Высокие показатели колхозов района являлись следствием сразу нескольких факторов: начавшегося процесса демократизации жизни в деревне, благоприятной погоды, наличия избыточной рабочей силы и, самое главное, трудового энтузиазма сельчан.

МТС разрушили. А что дальше?

После знаменитого ХХ съезда КПСС 1956 года государство приняло решение дать больше самостоятельности колхозам и улучшить их материально-техническое состояние. Способствовать этому должны были в частности повышение закупочных цен и ликвидация машинно-тракторных станций (МТС).

С закрытием МТС сельскохозяйственная техника поступала в непосредственное распоряжение хозяйств. Колхозы получили и тракторы, и комбайны, и прицепное оборудование. Туда же перешли на работу механизаторы с упраздненных станций. Для своевременных расчетов с государством за купленную технику колхозам при необходимости стал выдаваться долгосрочный кредит. Денежные ссуды выделялись также для закупки горюче-смазочных материалов, запасных частей, ремонта машин, на обновление парка. Например, колхоз «Единство» в тот период не только сумел приобрести тракторы и комбайны у МТС, но и купил четыре новых трактора.

Уборка урожая в с. Перемчалки.
На фото середины 50-х годов первый самоходный комбайн

Реорганизация машинно-тракторных станций отменила старую систему госзакупок. Ту продукцию, которую раньше сдавали государству в виде натуроплаты, теперь можно было продавать. В связи с этим стали понемногу повышаться денежные доходы всех хозяйств. Владение техникой позволяло колхозам маневрировать, эффективно ее использовать, повышать производительность труда. Больше не надо было ждать, когда прибудут из МТС тракторы или комбайны, а значит, стало меньше вынужденных простоев, мешавших выполнить в срок все агротехнические мероприятия.

Передача техники в колхозы сразу сказалась на производстве сельхозпродукции. Уже в 1958 году валовый сбор зерна увеличился на 34 процента по сравнению с предыдущим годом. Урожайность поднялась до 8,6 центнера с гектара. К началу 1959 года в колхозах района было более 9,5 тыс. голов крупного рогатого скота, в том числе 1 100 коров. Общий доход хозяйств составил 3 млн 700 тысяч рублей (в ценах 1947 года).

Несмотря на очевидные плюсы, в первое время после реорганизации МТС колхозы испытывали и определенные трудности. На их плечи легли немалые заботы по содержанию техники. Новая обстановка требовала незамедлительного создания в хозяйствах хотя бы простейшей ремонтной базы, организации обслуживания тракторных бригад, оплаты труда механизаторов.

Куда более существенным недостатком ликвидации МТС стало другое — государство так и не ответило на принципиальный вопрос: каким образом колхозы смогут выкупить технику? Упомянутые выше кредиты сельскохозяйственным артелям не помогли решить проблему кардинально. Затраты свыше 32 млрд рублей тяжелым бременем легли на хозяйства. Некоторые из них гасили задолженность десятилетиями. Впоследствии эти долги были списаны, так как финансово-экономическое состояние колхозов по объективным причинам не позволяло рассчитаться с ними.

Следует отметить также другую существенную деталь. Передача техники из машинно-тракторных станций осуществлялась в принудительном порядке. Старые, изношенные машины колхозы заставляли выкупать по необоснованно высоким ценам. Почему? Все потому, что после 1953 года финансово-экономическое состояние основной массы колхозов улучшилось, повысилось благосостояние крестьян. В результате государством была предпринята попытка изъять у них определенные средства и направить на иные нужды.

Даже в такой неоднозначной ситуации колхозы района старались показывать высокие результаты хозяйственной деятельности. Социально-экономическому развитию села немало способствовала начавшаяся массовая электрификация. В населенных пунктах Лукояновского района она стартовала в 1957 году и в основном завершилась к 1962 году. Электрификация коренным образом изменила условия жизни и работы людей, способствовала повышению производительности труда в колхозах, позволила добиться больших успехов в животноводстве, увеличить поголовье крупного рогатого скота, свиней, овец и птицы. Это была своего рода революция, стремительно преобразившая облик населенных пунктов.

Успехи в животноводстве

В конце 50-х годов каждый колхоз стал заниматься строительством современных социально-культурных и производственных объектов, в частности животноводческих помещений. Повсеместно начали появляться теплые просторные скотные дворы с водопроводом и механической уборкой навоза.

Благодаря улучшению условий труда животноводы района смогли повысить свои производственные показатели. Яркий пример тому — результаты доярок колхоза имени Чкалова. В 1957 году доярка этого хозяйства Е. Я. Кадышева получила от каждой коровы в среднем по 3 857 килограммов молока, за что была награждена орденом Трудового Красного Знамени. Немногим меньше молока надоили А. М. Кузнецова, А. А. Баранова и Е. Г. Борисова. Коллектив фермы стал одним из лучших в области.

Высокими надоями отметились труженики и ряда других хозяйств, но такая ситуация складывалась далеко не везде. В итоге в конце 50-х годов среднерайонный показатель на одну корову едва превышал 1 800 литров молока, а в начале 60-х годов надои еще уменьшились. В то же время передовые доярки колхоза «Красный Октябрь» А. К. Садилова и А. И. Зольникова получили соответственно по 2 234 и 2 005 кг молока от каждой коровы.

Первый секретарь РК КПСС Д. М. Серебряков, выступая на 22-й отчетно-выборной партийной конференции 12 декабря 1957 года, отмечал, что «надои молока медленно, но растут». По его словам, наиболее трудной задачей оказалась прибавка в производстве мяса, и отставание от других отраслей сказалось на общем выполнении планов. Выход из положения он видел в увеличении объемов грубых и сочных кормов, особенно сена.

В рамках конференции руководители района обратили внимание на необходимость активизировать закупки колхозами сельскохозяйственной техники. В 1957 году хозяйства имели: 153 трактора, 108 комбайнов, 125 сеялок, 168 плугов, 117 культиваторов, 308 автомобилей (грузовых и легковых).

В тот период в районе начали появляться свиноводческие комплексы. До середины 60-х они еще были в новинку, хотя поголовье свиней имело каждое хозяйство. Потом возведение свинокомплексов вошло в планы социально-экономического развития района, и часть средств на стройку стало давать государство, а остальное изыскивал колхоз.

Молочное и мясное направления в животноводстве были важнейшей сферой производства сельхозартелей. Также развивалось коневодство, овцеводство, птицеводство. Колхозы всячески содействовали сохранению лошадей, являвшихся основной тягловой силой. В большинстве хозяйств их поголовье составляло сто и более голов. Птицеводы занимались выращиванием кур, гусей и уток.

Битва за урожайность

Перемены коснулись и растениеводства. Колхозы района стали более вдумчиво относиться к севообороту, рациональному использованию земельных угодий. Большие площади отводились под выращивание пшеницы, ржи, овса, вики, гороха, ячменя, конопли, картофеля, сахарной и кормовой свеклы, кукурузы. В небольших объемах выращивались лук, турнепс, лен.

Основой развития сельского хозяйства района оставалось, конечно, производство зерновых. Однако их урожайность в 50-х — начале 60-х колебалась на уровне четырех-восьми центнеров с гектара. Агроном управления сельского хозяйства В. И. Ведерников считал это «следствием несоблюдения агротехники и сроков возделывания». Курс на большие урожаи, взятый государством, предполагал как раз повышение культуры земледелия, а также рост производительности труда, механизацию производства и увеличение количества вносимых удобрений.

Комбайнеры колхоза имени XXII партсъезда на привале. Фото конца 50-х годов

Помогла колхозам аграрная политика, направленная по подъем целинных и залежных земель. В районе началась распашка неиспользуемых участков, и за семилетку с 1958 по 1965 год посевные площади увеличились почти на 50 процентов.

Целенаправленная господдержка привела к тому, что колхозы и совхозы значительно улучшили свое экономическое положение. В хозяйствах появилась новая современная техника: тракторы ДТ-54, самоходные уборочные комбайны СК-3, автомобили ГАЗ-51, многорядные сеялки, модернизированные плуги. В 1961 году в распоряжении колхозов находились 365 тракторов, 174 зерноуборочных комбайна и 315 грузовых машин.

Но даже при наличии такого количества техники не все хозяйства обеспечивали выполнение планов социально-экономического развития. На 27-й районной партийной конференции в январе 1965 года председатель оргбюро В. С. Беляков заявил: «Во многих колхозах урожайность сельскохозяйственных культур остается низкой. Это сдерживает выполнение государственных планов по продаже продукции полеводства, сказывается на росте денежной массы. Низкие урожаи мы получаем потому, что не навели порядка в земледелии. В нашем районе нет ни одного хозяйства, где бы прошла полную ротацию принятая схема севооборота. Вторым важным фактором в подъеме культуры земледелия являются семена. В 1964 году сортовые посевы составили: озимой ржи — 100 процентов, яровой пшеницы — 88 процентов, овса — 68, гречихи — 23, вики — 20, картофеля — 21 процент». Также В. С. Беляков обратил внимание на слабую обеспеченность хозяйств органическими и минеральными удобрениями, недостаточную работу по внедрению современных методов обработки почв.

Вопрос с техникой

Несмотря на заметные перемены к лучшему, в техническом оснащении колхозов сохранялись существенные проблемы. Имевшаяся техника в основном была маломощной и низкопроизводительной. Так, на каждое хозяйство приходилось всего по два-три трактора марки ДТ-54, а на остальных можно было вспахать не больше трех-четырех гектаров в день.

Лишь после того, как в село стали поступать тракторы ДТ-75, производительность серьезно возросла. Этот трактор имел гидравлический подъемник, который позволял одному трактористу вести пахоту, менять прицепную технику. Ранее плуг приходилось поднимать специальным приспособлением, а затем опускать его на необходимую глубину, налаживать, что отнимало драгоценное время.

В целом же увеличение количества техники в колхозах положительно сказалось на качестве обработки полей. Механизация сельскохозяйственного производства изменила всю систему агротехнических работ, из-за чего перед руководством района встала новая задача — подготовка специалистов. Управление сельского хозяйства организовало круглогодичную систему учебы специалистов различного уровня, а также трактористов, доярок, свинарок, телятниц. Это позволило всем хозяйствам активнее использовать современные методы организации производственных циклов.

Стоило ли укрупнять?

Одним из самых противоречивых преобразований той поры получилась кампания по укрупнению колхозов, вызванная наличием слаборазвитых хозяйств.

Например, в 1961 году к крепкому шандровскому «Единству» присоединился «Красный борец». Развивался он медленнее, да и трудовая дисциплина там хромала. Правлению колхоза во главе с авторитетным руководителем С. С. Немцевым пришлось потратить несколько лет на выравнивание экономического положения в присоединенных населенных пунктах. К середине 60-х годов укрупненный колхоз «Единство» вновь вышел на высокие показатели. Председателю было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Отгрузка зерна из бункера комбайна СК-3. Колхоз «Большеарский», 60-е годы

Объединение произошло и в Крюковке. Колхоз «40 лет Октября» взял под свое крыло Сонино, Александровку, а затем Березовку. Через некоторое время это хозяйство под руководством Е. П. Старова тоже выбилось в передовики.

Удачным получилось объединение небольших хозяйств елфимовской зоны. «Красная Нива» поселка Белецкий стала частью «Заветов Ильича» села Елфимова. Укрупненный колхоз (председатель А. И. Антоненков) быстро оказался среди лидеров в районе. Были построены мельница, новый коровник, приобретены тракторы и комбайны.

В других случаях укрупнение мелких колхозов стало необходимым условием их выживания. Так, в 60-х годах хозяйства Курилихи, Санок, Бутской и Орловки объединили в колхоз «Мир».

Процесс укрупнения стал стержнем колхозной политики. Иногда это действительно было целесообразным, но порой шло лишь во вред. Примером может служить объединение колхозов «Родина» и «Кельдюшевский». Сначала волевым решением районных властей они вошли в укрупненное хозяйство, но вскоре опять стали самостоятельными.

К сожалению, далеко не во всех случаях удавалось просчитать отдаленные последствия укрупнения хозяйств. В последующем это привело к массовому вымиранию небольших населенных пунктов.

Путем проб и ошибок

Важной чертой социально-экономического развития колхозов в первой половине 60-х было масштабное строительство дорог. В 1960-1961 годах пущены в эксплуатацию трассы Лукоянов — Гагино и Лукоянов — Ужовка. В 1963 году проложено шоссе до Большого Маресьева, в 1965-м — до рабочего поселка имени Степана Разина. По новым дорогам было открыто автобусное сообщение.

Однако стабильное положение колхозов подрывалось недостатками в руководстве сельским хозяйством, когда принимались порой необдуманные и непоследовательные решения. Следуя указаниям сверху, аграрии были вынуждены сеять на больших площадях культуры, которые из-за неблагоприятных климатических условий попросту не могли давать на наших землях хорошие урожаи. Снова были введены принудительная сдача продукции сельского хозяйства и массовые посевы кукурузы.

Помимо всего прочего, хозяйствам предписывалось сдавать на убой животных, не достигших даже веса средней упитанности. В ряде случаев для выполнения планов по сдаче мяса забивали молодняк, телок, которые должны были впоследствии пополнить дойное стадо. Это приводило к большим финансовым убыткам. Повышалась себестоимость производимой продукции, снижалась рентабельность колхозов. Такое положение дел способствовало замедлению темпов развития всего народного хозяйства страны.

На верхнем снимке: М. П. Маркина с членами бригады кукурузоводов колхоза «Большеарский», 1957 год.

Владимир КОМИССАРОВ
Фото предоставлено автором