Некогда?

Разное

Идею написания этой статьи подал Владимир Петрович Бабурин, подполковник в отставке, бывший преподаватель, ныне координатор отделения детского хоккея спортивного клуба «СКИФ» по югу области. Как-то в беседе со мной он посетовал:

— Постоянно хожу по школам, детсадам, разговариваю с детьми и их родителями. Рассказываю, что в Лукоянове есть такая команда, где девочки с пяти лет учатся кататься на коньках, владеть клюшкой, а затем играть в хоккей. Занимаемся в ФОКе — в спортивном зале, на ледовой арене, в бассейне — пять раз в неделю по два часа. Совершенно бесплатно. Мы ездим на соревнования по всей стране и даже за границу. Лучшие хоккеистки попадают в сборную области и школу олимпийского резерва. У детей открывается большое спортивное будущее! Они от моих рассказов загораются сразу. «Я хочу, меня запишите!» — кричат наперебой. А родители молчат, глаза опускают, отнекиваются: некогда…

И ведь действительно некогда. Восемь часов на работе, по дороге с неё надо купить продуктов, забрать младшего ребёнка из садика. Дома нужно приготовить ужин, прибраться, проверить уроки у старшего, поговорить с супругом, поболтать с подружкой по телефону или в соцсетях, ну и новый сериальчик не пропустить. Как всё успеть? Когда ребёнка на тренировку везти? Пусть дома посидит, нам некогда, мы устали.

Ребёнок, конечно, найдёт, чем себя занять: мультик по детскому каналу посмотрит, на компьютере поиграет. А потом и ему станет некогда: его от телевизора или планшета будет не оторвать. Что он там часами может рассматривать — уже больной вопрос. Примеров затягивания детей на сомнительные сайты и страшных последствий этого предостаточно.

Другой немаловажный вопрос: чего ребёнок лишается? Прежде всего, общения с самыми близкими людьми — родителями. Как следствие, дети и взрослые постепенно отдаляются друг от друга.

Современная детвора растёт в мире, где со всех сторон льются информационные потоки, невиданными темпами развиваются технологии, где электронные игры вытесняют и заменяют традиционную игру и живой разговор. Нам кажется, что сейчас дошкольники и школьники совсем другие, а следовательно, им нужны новые, более современные занятия и игрушки. Но это не так. Чтобы стать развитым человеком, каждый ребёнок должен иметь нормальное детство, поэтапное развитие, которое возможно только при интенсивном и полноценном общении. Помните старую сказку о Маугли, выросшем в волчьей стае и перенявшем звериные повадки? Современные «маугли» растут в компьютерных джунглях. Кем они станут, когда повзрослеют?

В школьной педагогике есть такое понятие, как занятость детей во внеурочное время. Это шанс развить способности ребёнка, смена вида деятельности и расширение круга общения. В Лукоянове предостаточно возможностей для дополнительного образования: Дом детского творчества, физкультурно-оздоровительный комплекс, о котором наше поколение не могло и мечтать, школа искусств, кружки в Доме культуры и общеобразовательных школах. Но все ли ребята пользуются этими возможностями? «Они сами не хотят», — оправдываются родители. Но на родительские собрания, где поднимаются эти и другие важные вопросы, традиционно приходят максимум восемь-десять родителей из класса. Так кто не хочет? Кому опять недосуг?

Педагоги и психологи бьют тревогу. Современные родители не хотят заниматься детьми, подменяя материальными ценностями теплоту человеческого общения. Отсутствие нормального контакта между поколениями — это результат не столько нехватки времени, а равнодушия, недостатка внимания. Говорить ребёнку: «У меня нет на тебя времени» — всё равно, что сказать: «Я тебя не люблю». Ведь он видит, что на часовое болтание по телефону у мамы время есть, как и на боевик по телевизору у папы, на зависание в «Одноклассниках» или «танчиках». Значит, ТВ и компьютер они любят, а его — нет?

Чем это может грозить детям? Серьёзными проблемами, предупреждают врачи: отставанием в развитии, тягой к запрещённым препаратам, психическими заболеваниями, агрессией.

Есть ли из этого выход? Безусловно. Не пренебрегайте ребёнком. Не говорите ему: «Оставь меня в покое, мне некогда». Не оставляйте своё чадо одного, наедине с «зомбоящиком» и «интернет-помойкой». Разговаривайте с ним, слушайте его. Почитайте вдвоём книжку, вместе поиграйте или смастерите что-нибудь. Запишите его в творческий кружок, спортивную секцию, в школу искусств, где им займутся ещё и профессиональные педагоги. И тогда можно надеяться, что повзрослевшие дети не скажут нам, постаревшим и «впавшим в детство»: «Мне некогда тебе позвонить, поговорить или заехать».

Татьяна КУДРЯВЦЕВА