На подступах к Сталинграду

Рассказы, очерки, воспоминания

Мой дед Илья Ксенофонтович Дадушин, уроженец села Кудеярова, был призван на фронт 18 марта 1942 года. На тот момент ему исполнилось 39 лет. Дома остались жена и шестеро детей.

Сначала И. К. Дадушин находился на учениях в запасной части, а затем был зачислен стрелком в 119-й гвардейский стрелковый полк, который вошел в состав 40-й гвардейской стрелковой дивизии, организованной в Подмосковье 1 августа. Боевой путь красноармейца Дадушина начался 6 августа 42-го, когда только что сформированная 40-я дивизия была отправлена на Сталинградский фронт. 12 числа эшелон прибыл на станцию Липки. Под ударами вражеской авиации бойцы высадились на вокзале и ускоренным 60-километровым пешим маршем последовали к станице Сиротинская, находящейся на правом берегу реки Дон. Они шли на линию огня и смерти и остановились в 12 километрах от станицы, так как немцы ее уже захватили. Гитлеровцы рвались к Сталинграду, до которого оставалось всего 150 км. Здесь, в междуречье Волги и Дона, прошли самые тяжелые для Красной Армии оборонительные сражения Сталинградской битвы. Перед прибывшими советскими войсками была поставлена задача: отбить у противника станицу, остановить фашистов на этом участке фронта, ковать их силы на подступах к Сталинграду.

16 августа случился первый бой в жизни красноармейца Дадушина. Гвардейцы 119-го полка приняли боевое крещение: они атаковали части 16-й мотострелковой дивизии итальянцев и выбили их из Сиротинской. На помощь итальянцам подоспели немцы, которые бросались в одну атаку за другой и с пятой попытки ворвались в станицу. Наши войска отступили. В ночь с 20 на 21 августа подразделения 119-го полка опять пошли в решительную контратаку и освободили от врага Сиротинский плацдарм. Днем 21 августа красноармейцы отразили 17 контратак гитлеровцев, но завоеванные позиции не сдали.

22 числа в 6 часов утра началась подготовленная советским командованием на этом участке фронта локальная наступательная операция, которая была для нас успешной и закончилась 28 августа. Противника остановили на рубеже Логовский — Осинки — Сиротинская в северной части малой излучины Дона. Фашисты отсюда уже не смогли перебросить войска к Сталинграду для усиления ударной группировки 6-й немецкой армии под командованием Паулюса. 40-я гвардейская стрелковая дивизия в период ожесточенных августовских боев потеряла две трети личного состава, но поставленную задачу выполнила: удержала занятые рубежи. Линия фронта здесь не менялась до ноября 1942 года, когда Красная Армия в ходе Сталинградской битвы перешла в наступление.

26 августа, на десятый день непрерывных кровопролитных боев у станицы Сиротинская, стрелок 119-го полка красноармеец И. К. Дадушин получил сквозное пулевое ранение, проникающее в левую половину грудной клетки. В тяжелом состоянии его доставили сначала в полевой лазарет, а затем перевезли в госпиталь. Раненому сделали операцию, в ходе которой ему удалили левое легкое и три ребра.

В госпитале № 1668 г. Казани Илья Ксенофонтович пробыл более четырех месяцев. В ноябре отправил семье письмо, где была фотография, на которой он изображен вместе с другими ранеными и медсестрой. 11 декабря 1942 года военно-врачебной комиссией И. К. Дадушин был признан инвалидом первой группы, годным к нестроевой службе в условиях тыла и оставлен для работы в госпитале: там не хватало обслуживающего персонала. Однако из-за осложнений после ранения работать он не смог, и его отправили домой. В пути раненого сопровождала медсестра.

Вспоминают, что когда дед вернулся, на груди у него был орден. Но это не так. В наградных документах И. К. Дадушин не числился. Он служил в гвардейском полку гвардейской дивизии и потому, как и весь личный состав, удостоился звания «Гвардеец». На его груди был знак гвардии.

По окончании войны была учреждена медаль «За победу над Германией». Около 14 миллионов человек получили эту награду. Согласно положению, медаль вручали тем воинам, которые находились в действующей армии три месяца и более. Илья Ксенофонтович был на фронте только десять дней, и потому такая награда ему не полагалась.

Красноармеец И. К. Дадушин, стрелок 119-го полка, гвардеец, сражался с врагом не за награды и почести. Он внес личный вклад в общее дело Победы над Германией, заслонив своей грудью родную землю на подступах к Сталинграду в августе 1942 года. Как участник Великой Отечественной войны он достоин того, чтобы об этом знали, чтобы имя его помнили.

На снимке: И. К. Дадушин (в нижнем ряду справа) в казанском госпитале № 1668, 20 ноября 1942 года.

Людмила КАЛЕДИНА