Из боевых потерь исключить

Рассказы, очерки, воспоминания

Дед по материнской линии кудеяровец Тимофей Григорьевич Арямин 1896 года рождения с первых дней войны работал в Разинском леспромхозе, делал деревянные заготовки для прикладов к автоматам и винтовкам. Он был призван на фронт 14 сентября 1942 года в 46 лет (в военное время призывали до 55). Воевал стрелком в составе 1019-го стрелкового полка 307-й стрелковой дивизии. Принял первый бой в начале 1943 года под Воронежем. Затем в его жизни была Орловско-Курская дуга, где 307-я дивизия защищала позиции длиной в 10 км в Поныровском районе Курской области. 25 сентября 1943 года эта дивизия освободила город Новозыбков Брянской области, за что удостоилась почетного названия Новозыбковская.

В начале января 1944 года 307- я дивизия, находясь под городом Жлобин Гомельской области в Белоруссии, получила приказ: передать свою полосу обороны другой части и скрытно ночью совершить небольшой марш, сосредоточиться для наступления в деревне Забродье Жлобинского района.

Местность была болотисто-лесистая, вследствие оттепелей и дождей реки и болота вскрылись, дороги испортились. Полки находились далеко друг от друга. Немцы вели постоянный минометный и артиллерийский обстрел наших позиций. Все это затрудняло маневр частей дивизии.

В этот период времени в такой сложной обстановке произошло событие, которое было внесено в «Именной список безвозвратных потерь 307-й дивизии за январь 1944 года»: «Арямин Тимофей Григорьевич, 1896 года рождения, стрелок 1019 стрелкового полка, призванный Лукояновским райвоенкоматом Горьковской области, убит 10.01.1944 г. Похоронен в белорусской деревне Якимова-Слобода Паричского района Гомельской области».

Ныне это деревня в Боровиковском сельском совете Светлогорского района Гомельской области в Беларуси. На сайте селения Якимова-Слобода есть фотография обелиска, воздвигнутого в память о воинах, погибших при освобождении деревни. В списке на обелиске в алфавитном порядке 241 фамилия, под номером 13 значится: «Рядовой Аряшин Тимофей Григорьевич, 1896-10.01.1944». Видимо, фамилия «Арямин» изначально была написана от руки, а в этом случае при чтении буквы «м» и «ш» можно легко перепутать.

В семью пришла похоронка. В ней сообщалось: «Красноармеец Арямин Т. Г., 1896 года рождения, погиб в бою 10.01.1944 г. при освобождении Белоруссии». Его смерть оплакивали дочери Анна, Раиса, Мария, Антонина, сын Юрий, жена Татьяна Константиновна, родственники и односельчане.

Однако красноармеец оказался жив и вскоре прислал с фронта письмо, в котором сообщал, что произошла ошибка — он не погиб и даже не ранен. Случившееся объяснял так: ночью группа, совершая марш, попала под сильный обстрел немецких орудий, в результате чего сбилась с маршрута, вышла на вражеские позиции, была в окружении. Их всех, не явившихся вовремя к месту назначения, посчитали погибшими. Но бойцов вывел к своим через несколько дней молодой лейтенант.

И после «смерти» красноармеец Арямин продолжал воевать: участвовал в освобождении Польши, в штурме Кенигсберга. Домой вернулся в августе 1945 года тяжело больным. Подорванное на войне здоровье так и не смог поправить, умер в 1948 году, похоронен на кудеяровском кладбище.

Победа далась нашей стране ценой неисчислимых жертв. До сих пор точно не определено количество погибших в Великой Отечественной войне советских людей. Называют различные цифры: 20, 30 и даже 50 миллионов человек. В середине прошлого века шла проверка и уточнение данных о конкретных лицах, погибших на войне. В Кудеярово, на улицу Кустарь, к Татьяне Константиновне Аряминой приходили из военкомата, спрашивали, погиб ли Тимофей Григорьевич на войне или вернулся живой. Она ответила, что ее муж с фронта пришел домой, а умер вскоре после Победы.

12 января 1960 года из Лукоянова в Москву была отправлена справка, заключительные слова в ней таковы: «Рядового Арямина Тимофея Григорьевича, 1896 года рождения, из боевых потерь исключить».

Людмила КАЛЕДИНА