О воздержании духовном и телесном

Благовест

В Лукояновской центральной детской библиотеке состоялась православная конференция.

Мероприятие началось с докладов Анны Егоровой и Юлии Перевозовой о том, какую роль в жизни человека играет чтение духовной литературы. Вторая часть конференции была посвящена Великому посту. Дмитрий Егоров (на снимке) подробно рассказал о значении поста для православного христианина. Вот некоторые выдержки из его выступления:

«Указания Церкви о соблюдении постов (по средам и пятницам) или в периоды многодневных постов (Рождественского, Великого, Петрова и Успенского) могут сильно разниться в зависимости от возраста и физического состояния человека. Выделяют пять степеней физического поста: отказ от мяса, отказ от молочного, отказ от рыбы, отказ от масла, лишение себя пищи вообще на какие-то сроки. Естественно, что последние степени под силу полностью здоровым людям, другим следует разумно подходить к ограничениям.

В случаях, если по болезни или по большому недостатку в продуктах питания христианин не может соблюдать обычные нормы поста, пусть сделает в этом отношении все возможное. Например, откажется от всяких развлечений, от сластей и лакомых блюд, будет поститься хотя бы в среду и пятницу, постарается, чтобы наиболее вкусная пища подавалась лишь по праздничным дням. Если же христианин по старческой немощи или по нездоровью не сможет отказаться от скоромной пищи, то следует хотя бы несколько ограничить ее в постные дни, например, не есть мясного.

Лишь для более слабых возможно вкушение пищи во вторник вечером первой седмицы. Во все остальные дни Великого поста, кроме суббот и воскресений, полагается только сухоядение и лишь однажды в день — хлеб, овощи, горох без масла и воды. Вареная пища с постным маслом полагается исключительно в субботы и воскресенья. Вино разрешается в дни церковных воспоминаний и при длинных службах (например, в четверг на пятой седмице). Рыба — в Благовещение Пресвятой Богородицы и Вербное воскресенье.

Но можно ли назвать постом соблюдение одних только правил о невкушении скоромного? Как пишет о. Александр Ельчанинов, «важней не сам по себе пост как неядение того-то и того-то или как лишение себя чего-то в виде наказания — пост есть лишь испытанный способ достигнуть нужных результатов — через истощение тела дойти до утончения духовных мистических способностей, затемненных плотию, и тем облегчить свое приближение к Богу… Пост не есть голод. Голодают и диабетик, и факир, и йог, и заключенный в тюрьме, и просто нищий. Нигде в службах Великого поста не говорится о посте только в нашем обычном смысле, т. е. как о неядении мяса и проч. Всюду один призыв: «постимся, братие, телесно, постимся и духовно». Следовательно, пост только тогда имеет религиозный смысл, когда он соединен с духовными упражнениями.

В быту старой русской православной семьи можно видеть строгое выполнение постных дней и постов. Даже князья и цари постились так, как теперь не постятся, может быть, и многие из монахов. Например, царь Алексей Михайлович Великим постом обедал лишь три раза в неделю — в четверг, субботу и воскресенье, а в остальные дни съедал только по кусочку черного хлеба с солью, по соленому грибу или огурцу, запивая квасом.

Пост — это лечение души. И лишь в конце его курса можно ждать выздоровления, а от поста ждать плодов Духа Святого — мира, радости и любви».

Полностью доклад Дмитрия напечатан в Покровском листке, который можно бесплатно получить в городском храме.

Подготовила Лариса СТЕШИНА