Малая Поляна — край мастериц

Рассказы, очерки, воспоминания

Жительница Малой Поляны Любовь Ивановна Норенкова решила передать в музей при сельском клубе старинный ткацкий станок. Мне захотелось увидеть редкий в наши дни агрегат своими глазами, рассказать о нем читателям газеты. И вот я на месте, с заведующей Малополянским филиалом РДК Ириной Меркушовой мы идем смотреть подарок.

«Только вчера с чердака сняли! Станок старинный, резной, больше ста лет ему, — встречает нас в сенях Любовь Ивановна. — Помню, еще крошкой была, когда он стоял у нас в доме. Мама на нем ткала и иногда просила: «Пособи, Любонька». С радостью бежала исполнять поручение. Я была последним, поздним ребенком. Росла в любви и заботе старших сестер. Лена и Катерина жили и работали в Большом Маресьеве. Платьев у всех было немного, носили их, пока не порвутся. А потом из подолов Катерина шила наряды мне. Не хватало и нитей для ткачества, иногда использовали старую одежду. Соткут на станке дерюгу, сошьют меж собой две таких — вот и простынь. Неприятная, жесткая, но других не было. Мерили тканое полотно локтями, а ткали в перерывах между другими хозяйственными делами. Мама была большой труженицей. Как память о ней, берегу еще одну старинную вещь — веретено».

Любовь Ивановна Норенкова считает валенки лучшей обувью

О матери и сестрах Л. И. Норенкова вспоминает с особой теплотой:

«В нашей семье было восемь детей, всего же мама родила 15. Всех вырастила трудолюбивыми. Катерина и Нютка работали на тракторе, Лена — токарем. Дуся трудилась в лесу, тогда на эти работы посылали не только мужчин, но и девушек. Отморозила ноги. И так ее лес замучил, что однажды, познакомившись на свадьбе с парнем, уехала с ним во Владимирскую область. Все говорила: «За кого иду — не знаю, лишь бы вырваться отсюда». Домой она больше не вернулась, а с мужем жила хорошо».

Любовь к ручному труду и старательность Любовь Ивановна переняла от матери. Сама сшила себе в приданое подзор для кровати, наткала льняных полотенец.

«Мне уже 77, а тот подзор до недавних пор в сенях на кровати висел, вот ему сколько лет! — говорит хозяйка. — Жаль, что сейчас многие ремесла утрачены, то же валяние валенок».

Любовь Ивановна показывает очень мягкую, теплую зимнюю обувь, сделанную своими руками. Валенки она изготавливала вместе с мужем. Процесс этот длительный и трудоемкий, зато, как считает моя собеседница, лучше обуви не найти! Раньше в деревне она была самой популярной. Чесать шерсть для валенок малополянцы ездили в соседние Чиргуши. Готовые изделия возили на базар, где их охотно раскупали.

Покинув деревенский дом со старинным ткацким станком и самодельными валенками, я зашла в гости к Прасковье Гавриловне Цымбаловой. А у нее уже готов лапшевник. Это блюдо приготовила для своей подопечной соцработник Галина Александровна Тямгаева.

Оказывается, лапшевник в Малой Поляне — первое блюдо. Тесто для лапши готовят из воды, муки и соли. Раскатывают в тонкий пласт, затем нарезают полосками и вешают на веревку вдоль печи сушиться. Эта домашняя лапша — прародительница нынешних макарон. Варили ее раньше только в печи, и от того получалась она томленая, сытная. Лапшевник до сих пор готовят в селе, только уже в духовках.

Детство Прасковьи Гавриловны пришлось на суровое военное время. Отец погиб на фронте, и мать всеми силами выживала с пятерыми детьми.

«Помню, как пришло извещение, что отец пропал без вести подо Ржевом, — вспоминает хозяйка. — Мать не верила и все повторяла, что, может быть, где-нибудь живой. Тогда у нас был квартирант, он и сказал маме, чтобы не ждала. Ведь под Москвой настоящая мясорубка, живым оттуда не выбраться. Посоветовал молиться за упокой».

Спасением для многодетной семьи стало валяние и продажа валенок. Прасковья Гавриловна рассказывает:

«У нас в Малой Поляне многие валяли. Научил нас этому искусству старичок Кузьма Глумов. Валенки, изготовленные без мужских рук, получались немного рыхлыми, мягкими. Но они пользовались спросом у старух. Особенно трудно было доставать шерстяные заготовки из чугуна с горячей водой: руки жжет, но мы шлепаем, шлепаем по ним и плачем.

Хата у нас была плохенькая, а морозы стояли крепкие. Окна затыкали, даже печка не спасала от холода. Люди всякие бывают, что тогда, что сегодня. Помню, убежали колхозные телятки. Мама скинула лапти и по снегу бросилась за ними вдогонку. Председатель на нее заругался, иди, мол, домой скорее, грей ноги, а то помрешь, кто детей твоих растить будет?! Напротив нас жили добрые женщины. Они нам приносили молоко, а их осуждали за то, что подкармливают. Мама же на радостях суп из крапивы варила, молоком белила. Ох, вкусный это был суп!»

У самой П. Г. Цымбаловой тоже пятеро детей. Все выросли, выучились и живут своими семьями. Сын в Беларуси, дочь в Узбекистане, остальные — в России. Часто звонят, приезжают и зовут к себе. Она отвечает отказом, не хочет уезжать из своего дома. А по хозяйству управляться помогает Галина Александровна.

«Прасковья Гавриловна — удивительный человек, интересно рассказывает про старое время, — говорит социальный работник. — Она богатая бабушка — у нее десять внуков и совсем недавно стало 11 правнуков».

Как же не зайти к Валентине Александровне Жуковой? Ведь дома у нее куда ни глянь красивые думочки, пледы и салфетки, прихватки и коврики, шляпы и жилетки, подзоры и накидушки — все связано, сшито и вышито умелой хозяйкой.

Рукодельничать она начала еще в детстве, когда вместе с подругой мастерила наряды для кукол. А сейчас щедро делится своими знаниями с окружающими. Например, научила шить социального работника Галину Александровну, и вместе они создали лоскутное одеяло. Когда появилась техника вязания ковриков из пакетов, Валентина Александровна и их пустила в дело. Изделия получаются прочные и служат не один год.

Жить в окружении красоты приятно, а когда она сделана своими руками — вдвойне. Хозяйка не убирает швейную машинку, она всегда наготове. За заботами дни и вечера проходят быстрее, даже зимой скучать некогда. Было время, когда Валентине Александровне приходилось обшивать четверых детей, а сейчас она творит просто в удовольствие. И вещи, созданные ею, наполнены особой душевностью и теплотой.

На верхнем снимке: мастерица Валентина Александровна Жукова.

Лариса СТЕШИНА
Фото автора