День Алисы

Культура

Так в театральной студии «ВСПышка» Дома детского творчества называют пятницу

В этот день занятия посвящены спектаклю «Алиса в Стране чудес», премьера которого состоялась на фестивале студенческих и молодежных театров Нижегородской области «Знаки» в декабре. Выступление принесло нашим ребятам две призовые статуэтки из семи возможных, и казалось бы: зачем продолжать работу над уже успешной постановкой? Но «Алиса» — спектакль необычный.

Началось все с того, что руководитель студии Алексей Шведов искал обучающий материал. Нужны были театральные этюды, упражнения для развития актерской техники, которые могли заинтересовать ребят.

— Встретилась адаптация «Алисы в Стране чудес» от Натальи Вибе, — рассказывает А. Шведов. — Я понял, что эта сказка дает большой простор для игры, а игровой элемент обучения у нас особенно важен. Работа над этюдами оказалась плодотворной, и решено было ставить спектакль. Можно сказать, «Алиса» сама нас нашла.

Изначально спектакль был детским, простым. Но с ним случилось то же, что и с героиней книги: «Алиса» начала расти. Хотя не так быстро, как бывает после волшебного напитка. Занятые в постановке ребята увлеклись исследованием смыслов этой истории, открытой интерпретациям. Отработка актерских навыков проводилась уже не на этюдах, а на теле спектакля, где каждый участвует в создании сюжета и образов. Так «Алиса в стране чудес» стала спектаклем-лабораторией.

— Роль Белого Кролика самая «кочующая», его у нас играли многие, и каждый привносил что-то новое, — говорит студент Губернского колледжа Павел Клочков. — Коллегиальная работа дала мне возможность понаблюдать, поучиться у остальных.

По сюжету Мартовский Заяц и Белый Кролик — разные ипостаси личности гениального ученого. При занятии любимым делом он спокойный Заяц, а будучи не на своем месте становится нервным Кроликом. Работа «лаборатории» помогла Павлу воплотить полярные образы, и его игра была отмечена призом фестиваля «Знаки» за лучшую мужскую роль второго плана. В прошлом году он поступал в Нижегородское театральное училище, дошел до финального тура, когда из 280 претендентов осталось лишь 28. В десятку зачисленных юношей Павел на первый раз не попал. Иронично, что статуэтку на фестивале он получил из рук своего несостоявшегося (пока) мастера курса.

Студентка Губернского колледжа Карина Корнишина — уже четвертый исполнитель роли Валета. Как и предшественники, она доработала и обогатила образ своими идеями, своим видением.

— Этот персонаж у нас постепенно менялся. Сначала Валет не был однозначным мерзавцем, для него оставалась надежда. Но я его этой надежды лишила! — смеется Карина. — Теперь он абсолютно отрицательный герой.

В ходе работы актеры помогают создавать своих персонажей, «проживают» их так, как считают нужным. А помимо тренировки актерских навыков и переосмысления всем известной сказки путешествие в Страну чудес дает каждому из участников постановки нечто индивидуальное, личное.

— Я сначала была Гусеницей. Теперь играю Алису, и эта роль помогла мне раскрыться, стать менее замкнутой, — считает студентка Лукояновского педагогического колледжа Алина Журавлева.

Однако не всегда можно сыграть персонажа «по сходству», иногда актерская игра идет на сопротивление. Так, девятиклассница Ульяновской школы Ксения Вергезова утверждает, что Мышь Соня — полная ее противоположность. Однако девушка настолько вжилась в роль, что когда в ходе премьеры у нее не выстрелил пистолет, не вышла из образа и сумела сымпровизировать.

Да, у Мыши в этой постановке есть пистолет. В интерпретации «ВСПышки» знакомые персонажи предстают в новых образах и попадают в неожиданные ситуации. Алексей подчеркнул, что нарратив здесь нетипичный, спектакль действует на территории эксперимента и специфического театрального языка. О характере «Алисы» красноречиво говорит следующее: когда в ходе премьеры один из актеров обратился за помощью к суфлеру, зрители посчитали, что этот момент является сценой спектакля.

Будет ли такая своеобразная адаптация первоисточника близка зрителю? Аудитория фестиваля спектакль оценила. Более того, вторая из полученных «Алисой» наград — за лучшую сценографию, за умение отразить содержание в его зрительном образе. В свою очередь, Алексей Шведов готов объяснить каждый шаг и каждое решение спектакля.

— Ребята знают, кого играют, это полностью прописанные персонажи, которые действуют в соответствии с сюжетом. Вот, к примеру, Заяц: он не уходит в пустое кривляние, у него есть история. Это сумасшедший ученый, вернее, окружающие считают его сумасшедшим, а он просто очень увлечен своим делом.

Какой бы неожиданной ни была интерпретация произведения Кэрролла, в ней неизменно присутствует удивительное путешествие героини сквозь мир причудливых образов, которое все трактуют по-своему. От этого спектакля каждый зритель возьмет столько, сколько захочет, но ведь так, пожалуй, было и с первоисточником.

Строки благодарности

Студия «ВСПышка» благодарит тех, кто помог «Алисе» состояться в качестве репертуарного спектакля: Татьяну Воробьеву, Ларису Журавлеву, Наталью Мокрецову, Нинель Бакалину, Алексея Журавлева, Евгения Федотова, Сергея Малышева, Марию Шведову, Сергея Шведова. Эти и многие другие люди приблизили премьеру, сделали ее возможной. Алексей Шведов персонально благодарит родителей участников студии за то, что они поддерживают увлечение ребят.

Лаборатория Страны чудес продолжает работу. После успешной премьеры участники «ВСПышки» дружно твердят: все только начинается. Одной из причин представить «Алису» на фестивале было желание получить серьезную, обоснованную критику. Ребята поучаствовали в обсуждении и разборе ошибок всех спектаклей — участников, посетили различные мастер-классы и готовы совершенствоваться дальше. Планируется написание оригинального саундтрека для «Алисы», в сценарий будут внесены изменения. Труппа ВСПышковцев выросла — грядут кадровые перестановки.

— Мы, конечно, не профессионалы, но уже крепкий любительский коллектив, — считает Алексей. — «Алиса» — полноценный спектакль, выстроенный по всем законам театрального жанра и практически готовый к показу на профессиональной сцене, пусть актерам пока и не хватает профильного образования.

Однако директор Дома детского творчества Татьяна Воробьева, которой удалось посетить первый спектакль, определила уровень выступления наших актеров как вполне профессиональный.

Убедиться в этом смогут и жители Лукоянова. С 27 января «Алиса» стала репертуарным спектаклем студии. После первых предпремьерных показов для родных и друзей спектакль будет идти в специально подготовленном помещении Дома детского творчества. В афишах, которые скоро появятся в городе и на инфоресурсах, будет размещена информация о точных датах. Справки можно получить по телефону 4-15-84.

Когда героиня оригинальной сказки Кэрролла выпила волшебный напиток и доросла до потолка домика Белого Кролика, она сказала: «Ну хватит! Надеюсь, на этом я остановлюсь…». Хочется надеяться, что все участники «ВСПышки», актеры, режиссеры и члены техногруппы будут достигать все новых «потолков» и расти дальше. Ведь спектакль своей премьерой знаменует событие: маленький театр в маленьком городе. В работе у студии еще как минимум два спектакля — «Затворник и Шестипалый» и «Маленький принц» — достойная компания для «Алисы».

Алла ГОРШКОВА
Фото из архива ДДТ